Смелые инвестиции

Бриллиант чистой воды

Инвестиционные бриллианты

Принимая решение об инвестициях в бриллианты необходимо отказаться от покупки ювелирных изделий, какими бы прекрасными они ни были и каких бы идеальных характеристик камни ни содержали. Безусловно, изделие авторитетного ювелирного дома можно впоследствии продать с аукциона, но как инвестиционный инструмент следует рассматривать только неоправленные бриллианты. Это обстоятельство в первую очередь продиктовано техническими ограничениями определения качественных характеристик бриллиантов в составе ювелирных изделий, а также более высокой стоимостью покупки бриллианта в составе украшения.

Инвестиционным бриллиантом можно считать натуральный бриллиант идеальных пропорций круглой формы огранки массой от 1 до 10 карат с характеристиками в диапазоне D/IF – F/VVS2. Это бесцветные бриллианты без включений или слегка голубоватые бриллианты с очень мелкими включениями, едва заметными при 10-кратном увеличении. Все иные формы огранки кроме круглой пользуются меньшим спросом на рынке и отличаются более низкой ликвидностью. Наличие сертификата признанных мировых геммологических лабораторий, в первую очередь Геммологического института Америки (GIA) и Высшего алмазного совета Бельгии (HRD) добавляет бриллиантам дополнительную ликвидность.

Вложение средств в бриллианты имеет коммерческую обоснованность исключительно при длительном горизонте инвестирования – от двух лет, причем минимальный срок – два года – расценивается экспертами как малоэффективный. Среднегодовая доходность при долгосрочном инвестировании колеблется в диапазоне 7-10 % годовых после вычета всех комиссий. Не сверхприбыль, но реальная возможность сохранения капитала и защиты его от инфляции. Надежность вложений в бриллианты превосходит все иные финансовые инструменты и сопоставима только с золотом.

Характеристики

Для определения подлинности и качества бриллиантов геммологи во всем мире используют самую популярную и наиболее распространенную систему оценки Геммологического института Америки - 4С. Это оценка четырех важных составляющих камня – веса, цвета, чистоты и огранки. Вес бриллианта играет основную роль при определении его стоимости, но окончательная цена выводится из соотношения всех характеристик. Бриллиант это инвестиционный инструмент с достаточно высокой ликвидностью. И чем выше его качественные характеристики, тем выше и его ликвидность. Та же тенденция справедлива и в отношении массы бриллианта. Из двух бриллиантов одинаковых характеристик, бриллиант большей массы будет более ликвидным. Причем стоимость одного карата будет тем выше, чем больше каратов в одном камне.

При выборе бриллиантов эксперты рекомендуют обращать особое внимание на строгое соответствие бриллиантов идеальным геометрическим пропорциям. «Сейчас во многих регионах мира организовываются ограночные производства, но достижению правильных пропорций не всегда уделяют должное внимание. И в первую очередь это относиться к восточным регионам: Индия, Китай, отчасти Израиль. Субъективное восприятие бриллианта очень зависит от этого показателя. Я был очарован невероятной игрой бриллиантов, представленных на открытии бутика De Beers в Дубае. При последующем изучении выяснилось, что демонстрировались бриллианты средних характеристик. Но два фактора: хорошее внешнее освещение и безукоризненная геометрия бриллиантов сделали свое дело», - говорит Сергей Покорный, заместитель генерального директора компании «Диафано».

Продолжение ...

Вечные ценности

В стремлении разложить яйца по разным корзинам в период падения рынков и краха корпораций и банков инвесторы обращают свое внимание на альтернативные области инвестирования, одной из которых является вино. Еще несколько лет тому назад организованная торговля коллекционными винами велась лишь двумя крупнейшими аукционными домами – Christie's и Sotheby's и ведущими брокерами. С ростом популярности инвестиций в коллекционные вина в Европе и США появилось множество мелких аукционных компаний, винных брокеров, винных фондов и других участников рынка.

Рынок, традиционно сконцентрированный в Европе, охватывает США, Японию и Юго-Восточную Азию, на подходе растущие экономики Китай и Россия. Индекс Liv-ex, главный бенчмарк рынка, отражающий совокупное колебание цен на 100 вин инвестиционного класса, показывает стабильный рост с начала своей истории в июле 2001. С начала года индекс вырос на 12%, достигнув в марте нового максимума в 264,95 пункта, предыдущий максимум был зафиксирован в июне 2008 года.

Вино инвестиционного качества

Термин «вино инвестиционного качества» (Investment Grade Wine) относится лишь к 1% мирового производства. Это в первую очередь вина бордо (90% всего винного инвестиционного рынка) и лишь отчасти бургундские (доля которых в последнее время увеличивается, чему немало способствуют винные критики), ронские, итальянские и вина Нового Света. Инвестиционные вина бордо - это первые вина лучших производителей ряда аппеласьонов исключительных урожаев, получившие высокие оценки экспертов. Согласно официальным классификациям к первым винам Бордо относятся: Chateau Lafite-Rothschild, Chateau Latour, Chateau Margaux, Chateau Haut-Brion, Chateau Mouton Rothschild, Chateau d'Yquem с левого берега Бордо и Chateau Cheval Blanc, Chateau Ausone, Chateau Petrus с правого берега. Эти вина обладают потенциалом к выдержке и существуют в ограниченном количестве.

После снятия урожая, ферментации и выдержки в бочках устраивается дегустация и даются первые оценки. Во многом на основе этих оценок шато объявляет цену на en primeur – вино, еще не разлитое по бутылкам, – и продает его негоциантам. Далее вино выдерживается в течение минимум двух лет и выпускается на рынок. В этот период оценка вина продолжает корректироваться. Коллекционные вина обычно достигают зрелости через 10-20 лет. Средний срок жизни лучшего белого сухого вина - 30 лет, красного сухого - 40 лет, белого десертного - 50 лет, некоторые вина доживают до 80-100 лет. В период зрелости цена на вино резко возрастает и продолжает оставаться высокой, пока цикл жизни вина не завершится и оно не начнет умирать. Приобретая молодые перспективные вина, инвестор затем реализует их по цене, в несколько раз превосходящей первоначальную стоимость. Последний экстраординарный урожай – 2005 – сейчас еще можно купить по умеренной цене. Что касается горизонта инвестирования, большинство экспертов сходятся на периоде в 7-10 лет.

Уникальность винных инвестиций объясняется тем, что при достаточно небольшом объеме рынка продукт невосполним - во Франции производство вина находится под жестким контролем государства, каждое шато лимитировано в производстве, и лимит этот значительно ниже общемирового спроса. Среднее количества первых вин, производимых ведущими хозяйствами Бордо, составляет порядка 100 000 бутылок в год. Добавьте сюда растущий интерес к этому инструменту инвестирования со стороны растущих азиатских рынков, и вы получите все предпосылки для роста стоимости. Вино относят к надежным активам благодаря его материальности, возможности страхования и стабильному росту стоимости. «Низкие риски связаны с тем, что вино, в принципе, очень редко дешевеет. Риск может заключаться лишь в том, что рост цены неправильно выбранной для инвестиций позиции может быть незначительным или вовсе отсутствовать в какой-то отрезок времени», - говорит Максим Каширин, генеральный директор компании Simple.

Важнейший фактор роста – оценки экспертов. Здесь правит бал небольшая группа винных критиков. По шкале издателя справочника Wine Advocate и наиболее влиятельного эксперта рынка Роберта Паркера вино инвестиционного уровня должно иметь рейтинг от 90 до 100 пунктов. Числовую оценку Паркер сопровождает комментариями относительно потенциала жизни вина. Авторитетом пользуются также рейтинги журнала Wine Spectator и колумниста Financial Times и консультанта винных погребов Королевы Елизаветы II Дженсис Робинсон. Инвестору необходимо отслеживать эти рейтинги для оценки момента вхождения в рынок и выбора вин для инвестирования. «Благоприятные моменты для покупки вина складываются всегда из конкретной рыночной ситуации и всецело зависят от спроса. С другой стороны, нужно отметить, что последние несколько лет, исключая кризис 2009 года, в целом очень благоприятны для работы с вином с точки зрения инвестиций. Поскольку, начиная с 2004 года, наметился очень серьезный спрос на вина выдающихся производителей, которые находятся в самой высокой ценовой нише. Это связано с общей популяризацией вина в мире, а также с новыми странами-потребителями, например, Китаем. По моим оценкам этот рост будет продолжаться и в дальнейшем», - отмечает Максим Каширин.

Продолжение ...

"Покупайте только то, что вам нравится", - Алексей Тизенгаузен

И./ Алексей, каким образом вы попали в мир искусства и в аукционный бизнес в частности?

Более 25 лет назад я переехал из Парижа в Лондон и начал работать в Christie`s, моей главной целью тогда было изучение языка. Свою работу в русском отделе Christie's я считал временной, но, как видите, втянулся настолько, что с большим удовольствием работаю и сейчас. Поначалу, конечно, было трудно. Во-первых, помимо моей начальницы, которая была американкой, я был лишь одним из двух иностранцев в типичном британском аукционном доме. Во-вторых, у меня не было специального искусствоведческого образования – родители хотели, чтобы я стал юристом. Но меня всегда выручала прекрасная библиотека моего деда.

И./ Чем вызвана ваша специализация именно на русском искусстве?

Любовь к русской культуре и русскому искусству с детства мне прививали мои дедушка и бабушка по материнской линии. Мой дед князь Михаил Дмитриевич Шаховской вместе с бабушкой водили меня на выставки русского искусства в Париже, где я родился и вырос. В семье мы постоянно говорим на русском языке, стараясь сохранить культуру той страны, откуда происходим.

И./ Что вы думаете о русской культуре, литературе, музыке?


Русская культура для меня значит очень многое, она у меня в крови. Когда я только пришел в русский отдел Christie's, никто не говорил по-русски, сейчас же мы стараемся постоянно говорить по-русски, общаясь с коллекционерами, представителями музеев и искусствоведами. Русское искусство вдохновляет меня. Мне близок и русский фольклор, и классика. Я горжусь тем, что сейчас во всем мире довольно много людей увлекается русским искусством и понимает, насколько важным оно является для мировой культуры. Такие имена, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Репин, Серов, Верещагин навсегда остаются в умах просвещенных.

Продолжение ...

Жажда прекрасного

В последнее время вопрос об инвестициях в искусство вызывает широкий интерес среди бизнесменов, желающих найти альтернативный способ вложения своих средств, а также не только сохранить, но и увеличить свой капитал в довольно нестабильное экономическое время. К тому же помимо уверенности в том, что вне зависимости от рыночной ситуации вы всегда найдете покупателя на свои «Кувшинки» Моне или редкую скульптуру Генри Мура, эти приобретения подарят вам ни с чем не сравнимые эмоции. Ни акции, ни облигации, ни какие-либо другие финансовые инструменты не дадут того же ощущения.
Как и в других отраслях для вложений в подобные инструменты инвестору необходимо обладать, по крайней мере, базовыми знаниями и объективным пониманием текущей специфики рынка. Каждый инвестор должен в первую очередь следовать принципам настоящего коллекционера – покупать то, что нравится, разбираться в этой области и определять, сколько он готов потратить на каждую работу. Необходимо освоить основные принципы покупки и продажи произведений искусства, неплохо разбираться в том, из каких параметров складывается цена того или иного шедевра, а также следить за тем, что происходит на арт-рынке, и тогда у вас будет шанс стать обладателем работ, показывающих стабильную прибыль вне зависимости от рыночной ситуации. Но этим нужно заниматься профессионально, выполняя свою «домашнюю работу» каждый день.
Для того, чтобы начать, не нужно обладать миллионами долларов – ведь собирать можно не только живопись и скульптуру, но и фотографии, монеты или марки. Главное – определить, что из этого вам нравится, и задать основной вектор развития своей коллекции. Определить сюжет (пейзажи, портреты, натюрморты или работы в стиле «ню») и период (школа Старых Мастеров, импрессионизм, авангард, послевоенное или современное искусство). Это первые критерии построения правильной коллекции, которая впоследствии может принести существенный доход.
Затем необходимо детально изучить основные аспекты творчества приглянувшегося вам автора и точно знать, какой период в его карьере самый плодотворный, каков основной сюжет его произведений и в чем заключаются особенности их восприятия на рынке. Если работа, которая вам понравилась, отвечает первым критериям, необходимо ответить на другие вопросы: в хорошем ли состоянии она находится, достаточна ли она редкая или это тираж из нескольких сотен копий, какова сила и притягательность этой работы, как бы она смотрелась на стене в вашем доме? Эти критерии являются основными для покупки произведения искусства. Немаловажным является и то, в каких выставках принимал участие сам художник с той или иной работой, награждался ли он какими-либо призами, например, Премией Кандинского или, если это западное искусство, Премией Тернера, и, конечно, имеет значение статистика продаж на аукционах. Помимо этого, колоссальное влияние на рыночную стоимость произведения искусства оказывает его провенанс – своего рода «послужной список», содержащий информацию о предыдущих владельцах работы, ведь если в их число входят заметные исторические фигуры или знаменитости, это существенно повысит статусность произведения, а вместе с ним и его цену. Работа, которая отвечает всем вышеупомянутым характеристикам, наверняка шедевр!
Следует упомянуть еще одну особенность данного вида инвестиций – при условии грамотного подхода по мере разрастания коллекции ее стоимость будет увеличиваться. Как правило, собрания вызывают у покупателей гораздо больше интереса, когда продаются целиком. История арт-рынка знает множество примеров того, как стоимость сформированной коллекции, собиравшейся годами, нередко превышала суммарную ценность отдельных работ, которые в нее входят. Другими словами, цена систематизированной подборки рисунков раннего Пикассо, служащей отражением целого этапа его творчества, вероятнее всего, будет выше совокупной стоимости этих работ, продаваемых по отдельности.

Продолжение ...

Великое вино из России

За окном – холодная и промозглая московская погода. Я сижу в офисе, готовлюсь к интервью, нахожу в Интернете фильм о винодельческом хозяйстве «Лефкадия» и сразу оказываюсь в теплом и гостеприимном Краснодарском крае. Раннее утро, покрытые лесом холмы, цветущие луга, легкий туман, ветер колышет ветки виноградников, роса оседает на спелых гроздях, белый домик с башней, красная крыша, уютный внутренний альтернативные инвестиции дворик, атмосфера спокойствия и благополучия, французские специалисты проверяют урожай, обсуждают, когда начнется сбор, виноград собирается вручную в небольшие емкости, затем вручную отбирается и сортируется, современное оборудование, технологичное хозяйство, лаборатория мирового уровня… 40 минут, которые длится фильм, пролетают незаметно, но на интервью я прихожу уже совершенно очарованная магией и философией этого места.

Продолжение ...

Игорь Цуканов: "Я пытаюсь изменить стереотип"

Носители культуры - миру

В Лондоне, где я живу большую часть времени, существует такой арт-мир, где нужно представлять то, что вы делаете. Принято, чтобы коллекционеры играли роль своего рода арт-промоутеров, помогали делать выставки, помогали художникам. Это представляет страну и ее культуру в правильном ракурсе. Я начал этим заниматься несколько лет назад более системно, чем ранее, исходя из того, что влияние таких коллекционеров, как я (а еще есть целый ряд людей, которые тоже выставляют свои коллекции и работают с арт-институтами), помогает русской культуре быть правильно представленной в мировом центре. Это, пожалуй, является причиной, почему я этим занимаюсь. И это, конечно, вышло давно за рамки коллекционной деятельности.

Продолжение ...

Возвращение к истокам

И./ Сельское хозяйство в России как будто переживает новое рождение, интерес к нему растет. При этом производство биопродуктов остается относительно незанятой нишей. Расскажите, как устроен этот рынок, в чем его сложность?

Органические или биопродукты это продукты, которые выращены, переработаны и упакованы в соответствии с четко прописанными стандартами. Каждая страна имеет свое органическое законодательство, но в целом оно не должно противоречить тому набору стандартов, которые разработаны международной общественной организацией IFOAM (1). Общественный запрос на биопродукты возник в странах Западной Европы в ответ на громадный ущерб здоровью от неконтролируемого использования широкого спектра пестицидов — искусственных химических веществ, изобретенных человеком в его борьбе с вредителями с/х культур, как то: насекомыми, грибками, плесенями, бактериями, другими микроорганизмами, ну и, конечно, сорняками. Биопродукты начали выращивать исходя из естественной потребности человека — быть уверенным в том, что потребляемые продукты являются как минимум не опасными для здоровья, а желательно еще и полезными. Но многие до сих пор считают, что массовое сельхозпроизводство невозможно без применения всей этой химической гадости. Им кажется, что применение в сельхозпроизводстве искусственных химических веществ быстро, дешево и эффективно. Но история показала, что эти слова необходимо взять в кавычки. Потому что это быстро, но не дешево и не эффективно. А главное, это приводит к ухудшению экологии, обеднению почв, уничтожению естественных биоценозов, возникновению новых, устойчивых к пестицидам видов сорняков и вредителей. Долгосрочный отрицательный эффект грубого вмешательства в природный баланс может быть фатальным для человечества.

И./ Вы хотите сказать, что применение химических удобрений не приводит к развитию производства продовольствия в мире?

Нет, но их использование привело к созданию огромной, многомиллиардной индустрии. Этот раскрученный маховик практически невозможно остановить. Лоббизм корпораций, производящих пестициды, химические удобрения и другую сельхозхимию, вездесущ. Внедрение новых веществ в технологию сельхозпроизводства иногда приводит к катастрофам. Вспомним, например, печально известный пестицид ДДТ, который нанес колоссальный ущерб здоровью большого количества людей и в западном мире, и в Советском Союзе в свое время. Это вещество оказалось инертным канцерогеном, который в естественных условиях разлагается крайне медленно, накапливается в организме и практически из него не выводится. Оно приводит к фатальным изменениям внутренних органов, возникновению разнообразных болезней, ранней смерти. Страх за свое здоровье, здоровье своих детей заставил людей активных, пассионарных задуматься о том, каким образом стоит изменить ситуацию, чтобы не страдать от «плодов» собственного труда. Второй аспект — негативное воздействие химикатов на почву — она становится больной.

Применение набора химических соединений в попытке увеличить плодородие приводит к ровно обратному эффекту — плодородие снижается. Основным источником плодородия для почвы являются как раз живые организмы, которые в ней обитают, перерабатывают остатки растений и образуют превосходное удобрение для новых поколений растений. Цель биоземледелия — не нарушая природный баланс, производить полезные для человека продукты питания. Во всех слоях почвы имеется большое количество неорганических веществ, которые содержат необходимые для жизни растений микроэлементы — калий и фосфор. Для того, чтобы помочь растениям получить эти вещества, необходимо создать хорошую среду для микроорганизмов, которые переводят минералы из нерастворимой формы в растворимую. Это естественный процесс.

И./ Как вы соблюдаете стандарты органического производства?

Это главный вопрос, потому что создание биопродуктов невозможно без четкой стройной системы контроля. Я расскажу, как эта система построена в странах Западной Европы, по ним у меня больше информации. Я уверен, что приблизительно то же происходит и в США, и в Японии, и в Китае, и в Бразилии, и в других государствах. Мы свою сельхоздеятельность ведем именно в соответствии с европейскими биостандартами. Контроль над соблюдением стандартов в соответствии с законом ЕС «О производстве, переработке и маркировке органических продуктов» возложен на независимые органы сертификации, имеющие соответствующую аккредитацию в надзорном органе Европейской комиссии по сертификации. Нас инспектирует сертификационное агентство ABCert из Германии. У нас два сельхозпредприятия. Одно находится в Республике Мордовия. Это среднего размера по российским меркам с/х предприятие — порядка 2,5 тысяч гектаров земли, там мы занимаемся животноводством, держим крупный рогатый скот, и растениеводством. Второе хозяйство — биоферма Болотово на севере Тульской области — небольшое, порядка 60 гектар.

И./ Сколько у вас голов крупного рогатого скота?

На сегодняшний день около 500 голов. Это число связано в первую очередь с наличием определенного количества мест зимнего содержания и необходимой кормовой базы. Хозяйство является замкнутым — в силу того, что органических предприятий в нашей округе больше нет, мы можем выращивать корма только на своей земле. И, естественно, больше некоего объема вырастить не можем. Кроме того, необходимо определенное количество площадей для свободного выпаса, и это тоже накладывает ограничение на поголовье.

И./ Про второе хозяйство тоже расскажите, пожалуйста.

В Болотово мы держим мелкий рогатый скот и птицу. Там у нас есть овцы, козы, куры, гуси, цесарки. Выращиваем овощи, зелень. Все, что мы производим, стараемся переработать сами и продать через собственную дистрибьюторскую компанию и магазин натуральных продуктов «Биостория», который входит в наш холдинг.

Продолжение ...

Искусство как инвестиция

Для предотвращения манипуляций состав «корзины» держится в секрете, публикуется только результат оценки. На сегодняшний день одним из наиболее авторитетных индексов является Mei/Moses Fine Art Index, который включает в себя сравнительное исследование цен на произведения искусства, проданные на мировых аукционах, наряду с другой экономической статистикой и дает обобщенную информацию о работах, участвовавших в торгах более чем один раз начиная с 1875 года. Перспективность инвестиций в искусство может оцениваться так же, как инвестиции в ценные бумаги, однако в отличие от последних инвестиции в искусство не поддаются четкому прогнозированию, так как, с одной стороны, не существует объективных критериев оценки художественного качества, а с другой стороны — степени его влияния на оценку стоимости. Причина заключается в том, что факторы, определяющие динамику цен, в основном отражают прошлые результаты, но не могут быть спроецированы на будущее.

В случае профессионального управления предложения на арт-рынке, как и на фондовом, делятся на безопасные («голубые фишки») и рискованные инвестиции. К первым относятся произведения авторов, чье творчество хорошо известно и уже неоднократно подвергалось общепризнанной оценке. Инвестиции в искусство, как и инвестиции в ценные бумаги, подвержены гораздо большим рискам в том случае, когда речь заходит о спонтанных покупках. Инвестиционный подход полностью исключает иррациональный эффект влияния личности отдельного коллекционера. Арт-консультант пополняет арт-фонды за счет работ, которые, с его точки зрения, являются недооцененными в момент покупки, и стремится избавиться от них в наиболее благоприятной и выгодной для этого ситуации.

В связи с вышесказанным возникает вопрос о независимых от рыночных циклов структурных условиях, которые определяют пригодность искусства в качестве объекта для инвестиций. Любые прогнозы доходности ненадежны по своей сути: если они основаны на смешанном индексе, индикатор может быть в целом верным, но неточным в отдельных случаях. Таким образом, для инвесторов крайне важен процесс постоянного изучения и наблюдения за конкретным рынком, в пределах которого они рассматривают возможность инвестирования. Теперь давайте обратимся к трем тенденциям, существенно влияющим на современные рынки.

Продолжение ...

Бизнес по спортивному принципу

И./ Как родилась идея создания нового футбольного клуба и почему именно сейчас эта история получила развитие?

Вообще я давно вовлечен в футбол, просто сейчас наступил момент, когда сформировался круг единомышленников и появились возможности реализовать на практике идеи, связанные с развитием детско-юношеского и взрослого футбола в России. Мы зарегистрировали футбольный клуб «Велес» в марте, и по итогам этого сезона он вошел в тройку лидеров в Первенстве России третьего дивизиона. Учредителями клуба выступили я и Александр Акуненко, тренер и генеральный директор спортивной футбольной школы «Савеловская». Мы знакомы с детства, сейчас он тренирует нашу корпоративную команду, и он, как и я, не равнодушен к тому, что происходит в футболе.

И./ Вы хотите каким-то образом переломить ситуацию в российском футболе?


То, что происходит сегодня в российском футболе, — это отдельная тема для разговора. Мы не хотим созданием клуба поменять весь мир и нашу футбольную систему в целом — не тот уровень пока. Но мы хотели бы дать возможность мальчишкам из детских школ, которые увлечены футболом, продолжать спортивную карьеру и достигать высоких результатов. Самые целеустремленные должны пробиваться, реализовывать свои таланты и представлять нашу страну на международном уровне, повышая ее престиж.

И./ Что это за мальчишки?

Инфраструктура клуба построена на базе футбольной школы «Савеловская». Там есть две футбольные команды — «Тимирязевец», который ведет историю с 1977 года, и более молодой клуб «Интер». В стенах этой школы тренируются порядка 1 100 мальчишек. Играют с 7 до 17 лет, а когда заканчивают школу — и это массовая проблема для России, получается, что идти некуда, даже если ты заинтересован, у тебя хорошо получается и ты хотел бы продолжать развивать свои навыки на профессиональном уровне. То есть у школы не было взрослой мужской команды, куда дети могли бы переходить для продолжения футбольной карьеры.

И./ Получается, теперь Вы заполнили эту нишу?

Да. К тому же в этой школе еще собрались настоящие профессионалы своего дела с опытом игр в большом футболе. Директор школы Александр Акуненко — мастер спорта России международного класса по футболу. В тренерском составе есть еще несколько ребят, которые играли в футбол на профессиональном уровне, а сейчас работают с детьми, и им интересно работать со взрослой командой, которая нацелена на высокие достижения. У нас есть техническая база, есть высокопрофессиональный тренерский состав и есть команда. Таким образом, складывается матрица.

Продолжение ...

Они из будущего

Мотор от самолета и крылья на застежках

Идея скрестить самолет и автомобиль зародилась в начале XX века. Попыток реализовать проект было много, но практически все из них оказались неудачными. Один из первых аэромобилей представил американский пионер авиации Гленн Кертис в 1916 году, сконструировав летающий автомобиль, имеющий сходство с легендарной моделью Ford T. В передней части корпуса находился самолетный двигатель мощностью 100 лошадиных сил, который и приводил в движение аэромобиль. Корпус был сделан из алюминия и имел четырехколесную ходовую часть, а два передних колеса были управляемыми. Крылья и хвост отсоединялись для езды по дороге. В результате испытаний автоплан Кертиса совершил несколько коротких рывков, но в итоге так и не взлетел.


По цене суперкара

Идея Гленна Кертиса не давала покоя инженерам по всему миру более ста лет. В начале 2017 года голландская компания PAL-V анонсировала старт продаж модели PAL-V Liberty. Первая партия насчитывает всего 90 штук, которые попадут в руки к своим владельцам в 2018 году. По цене летающий автомобиль сопоставим со штучными суперкарами — его стоимость начинается с отметки в EUR 499 тыс. Модель Liberty разрабатывалась компанией PAL-V более 15 лет, а свой первый полет она осуществила в 2012 году. Размеры Liberty не превышают габаритов обычного автомобиля, поэтому он прекрасно сочетается с повседневным дорожным движением, но при этом предлагает совершенно иной уровень мобильности. Аэромобиль оснащен двумя двигателями: один служит для езды на дорогах, а другой — для полетов. В режиме Drive пропеллер складывается в задней части корпуса и хранится наверху. Производитель заявляет, что Liberty может достигать скорости примерно 100 миль (160 км) в час на земле, а переключение из режима вождения в режим полета занимает примерно от 5 до 10 минут. Чтобы взлететь, ему понадобится площадка размером 200 на 200 метров.

Продолжение ...