Законо - есть Закон

Современные возможности торговли на зарубежных площадках

Теоретически для того, чтобы предоставить клиентам возможность выхода на зарубежные рынки, российские брокеры могут заключить партнерский договор с компаниями, лицензированными в Европейском союзе, США или других странах. Это позволяет сэкономить на поддержании достаточно дорогостоящей инфраструктуры и не проходить сложную процедуру лицензирования. Однако компании, открывшие свои представительство в западных странах и получившие лицензию на ведение операций, обладают дополнительными преимуществами перед конкурентами. Западная лицензия в силу сложного механизма ее получения и поддержания дает инвесторам определенную гарантию надежности и стабильности компании-брокера, а также гарантированной финансовой компенсации из государственного фонда в случае неисполнения брокером своих обязательств по отношению к клиенту. Кроме того, собственный офис в государстве Евросоюза позволяет брокерам не только обслуживать российских клиентов, но и привлекать иностранных инвесторов в страну. Россия по-прежнему остается белым пятном на карте мира с точки зрения западных инвесторов. Между тем многие понимают высокий потенциал российского рынка и хотят вкладывать деньги в российскую экономику. В этом случае психологически проще входить на рынок через компанию, имеющую западную лицензию и отвечающую стандартам надежности, которые более очевидны и понятны иностранцам. Таким образом, открывая российским инвесторам западные рынки, компании также открывают дверь в Россию для международных игроков. Обладая доскональным знанием обоих рынков, российские брокеры, лицензированные на Западе, также могут «сводить» инвесторов друг с другом.


Европейская лицензия

Исторически так сложилось, что Кипр стал первой страной, в которой российские брокеры начали открывать свои представительства. Причины очевидны – офшорный статус Кипра давал большие преимущества в плане льготного налогообложения и отсутствия жесткого регулирования, что способствовало привлечению и концентрации на острове капиталов иностранных инвесторов. Не существует видов инвестиционной деятельности, которые были бы неприемлемы с точки зрения кипрского налогового законодательства; холдинговые компании и компании с основным видом доходов от реализации прав пользования активами, инвестиционные компании и инвестиционные фонды, зарегистрированные на Кипре, в наиболее полной мере используют все преимущества налогового режима Кипра. Дополнительную привлекательность Кипру как месту ведения бизнеса добавляет наличие у республики соглашения об избежании двойного налогообложения с большим количеством стран, в том числе с Россией. Соглашение позволяет налогоплательщикам, являющимся резидентами одной страны, но получающим доход в другой стране, выплачивать налог только один раз.
Сам по себе кипрский рынок ценных бумаг низколиквидный и практически не вызывает интереса у инвесторов. Так, на конец 2009 года листинг на Кипрской фондовой бирже имели всего 128 компаний, капитализация рынка составила 7,16 млрд евро (не включая долговой рынок). Для сравнения: на бирже Австралии имеют листинг более 2000 компаний, Лондона и Нью-Йорка (NYSE-Euronext) – более 3000. Почти 95% от всего объема торгов на кипрской бирже приходится на компании финансового сектора, при этом порядка 70% оборота приходится лишь на две компании. Поэтому очевидно, что «прописываясь» на Кипре, брокеры интересуются прежде всего не инвестициями в небольшие кипрские компании, а теми преимуществами, которые дает лицензия Кипрской комиссии по ценным бумагам и биржам (CySEC), и доступом к сосредоточенному на Кипре капиталу инвесторов.

Продолжение ...

Рейдерство: инструкция по обороне

В юридической практике рейдерство принято делить на белое, серое и черное, в зависимости от того, насколько интенсивен и правомочен захват и какие технологии в нем применяются. Белое рейдерство, чаще всего именуемое слиянием или поглощением, - это поглощение компании с соблюдением норм закона. Серый рейд предполагает формальное следование закону, но при ближайшем рассмотрении представляет собой хорошо спланированную акцию, часто сопровождающуюся подделкой документов - протоколов собраний и полномочий представителей, подкупа должностных лиц и силового давления со стороны недобросовестных чиновников и правоохранительных органов. Совокупность средств, применяемых при сером рейде, как правило, имеет признаки мошенничества. Понятие «черное рейдерство» говорит само за себя. Это предельно незаконный силовой захват, с использованием коррупционных механизмов и криминальных методов.

Методы рейдерского захвата

На сегодняшний день в России действует ряд типичных методов рейдерских захватов. Несомненно, самый «популярный» и распространенный метод – мошенничество, подразумевающий подделку документов: фальсификацию протоколов собраний, подделку подписей, взятки регистраторам налоговых органов и Росреестра, изготовление фальшивых бланков, печатей, доверенностей, протоколов и даже решений судов, подкуп чиновников.

Скупка акций. Рейдерами производится быстрая скупка акций, после чего инициируется собрание акционеров, принимаются нужные решения и происходит смена руководства предприятия. Этот метод часто бывает сопряжен с различными способами мошенничества.

Использование руководителя. Наемный менеджер умышленно в пользу других лиц увеличивает неплатежеспособность компании, например, наращивая кредиторскую задолженность, получая крупные кредиты у заинтересованных лиц и не погашая искусственно созданную задолженность. Часто при этом совершаются сделки, в результате которых активы выводятся в пользу рейдеров.

Банкротство. С целью захвата предприятия часто используются инструменты банкротства. Как правило, это четко разработанные схемы, также активно используется коррупционный ресурс.

Психологическая атака. Угрозы в адрес собственника, выражающиеся в самых разнообразных формах, а также прямой обман - введение в заблуждение, подкуп.

Административный метод. Под давлением правоохранительных органов или недобросовестных чиновников собственник вынужден отдать свой бизнес. Этот метод набирает все большие обороты. Недобросовестные чиновники, пользуясь служебным положением и используя административный ресурс, поддержку или непосредственное участие правоохранительных органов, проводят различные проверки, возбуждают уголовные дела и, как итог, производится смена собственника.

Прямой силовой захват уходит в прошлое, но забывать о нем все-таки пока не стоит. Этот метод используется при участии спецподразделений правоохранительных органов, частных охранных предприятий, судебных приставов при наличии документа (как правило, сфальсифицированного) о назначении нового руководителя или о смене собственника.

Рейдерами используется и такой метод как товарное рейдерство. Схема его достаточно проста и проработана. В рамках сфабрикованного уголовного дела на складах организации проводится обыск и изъятие товаров. Товар оценивается, при этом стоимость его сильно занижается, и передается на ответственное хранение. Затем принимается решение о его продаже или уничтожении. В итоге товар через цепочку лиц доходит до рейдера. Если организация, в отношении которой была применена подобная схема, и сумеет впоследствии доказать незаконность этих действий, то в качестве компенсации она получит ту заниженную сумму, в которую был оценен товар. В данном случае речь идет о подвиде рассмотренного ранее административного метода, так как в нем участвуют структуры правоохранительных органов.

Иногда рейдеры могут выступать под видом антирейдеров. Имея целью легализовать свое положение, рейдеры представляют ситуацию в таком виде, когда практически не представляется возможным определить, кто в этом конфликте действует в законных рамках, а кто уже давно вышел за грань правового поля. Ситуация может быть настолько искажена, что законный собственник предстает перед глазами правоохранительных органов как преступно действующее лицо.

Например, рейдерами могут оспариваться результаты приватизации с обоснованием, что она прошла незаконно с ущемлением интересов третьих лиц, по заказу которых и действуют рейдеры. В этом случае фабрикуется уголовное дело, в котором представляется, что приватизация была проведена с целью захвата имущества, в ней были ущемлены права тех, кто также имел право претендовать на имущество, а текущий процесс направлен на восстановление справедливости. В действительности за этим скрывается банальные захват со стороны «антирейдеров».

Сторона, использующая незаконные методы захвата, выставляет пострадавшую сторону в самом неприглядном свете, инициируя судебные процессы и уголовные дела в ее отношении. Прикрываясь антирейдерскими методами рейдеры формируют общественное мнение, выступают с законодательными инициативами, создают видимость борьбы с коррупцией и под этими знаменами, используя поддержку «подготовленной» общественности, добиваются своих целей.

Способы защиты

Собственник имущества может использовать различные методы борьбы с рейдерами, причем противодействие должно быть комплексным, и может включать в себя обращение в правоохранительные и властные структуры, инициирование судебных процессов, использование средств массовой информации для освещения реального положения дел.

Важна информационная защита - рейдеры не приступают к захвату без предварительного изучения дел на предприятии и определения слабых мест. Информация о предприятии может быть получена из внешних и внутренних источников. Внешними источниками могут служить базы данных, сведения, полученные в налоговых органах, судах. Для сбора данных могут быть инициированы различные проверки. Внутренние источники информации, в том числе наемный персонал – это то, на что следует обратить особое внимание. Собственникам предприятия необходимо регулярно мониторить состояние защищенности предприятия, порядок хранения документов, бланков, печатей, вести учет корреспонденции, доверенностей, заключаемых договоров. На предприятии обязательно должны быть разработаны внутрикорпоративные положения «О коммерческой тайне» и системах обеспечения защиты информации. Очень важно внимательно подойти к выбору компании, которая будет осуществлять непосредственную охрану предприятия.

Но самая главная рекомендация, которая может быть дана собственнику предприятия, ставшего объектом пристального внимания рейдеров, - обратиться за помощью к профессиональным юристам. Предпринимая самостоятельные шаги при рейдерском захвате, собственник неграмотными действиями может способствовать процессу захвата имущества. В случае вмешательства в процесс специалистов такие риски можно свести к минимуму. Необходимо принимать во внимание, что для разработки схем захватов рейдеры тоже используют услуги квалифицированных юристов и экономистов.

Часто рейдеры добиваются результатов только потому, что борьба с ними идет методами, которые рейдерам хорошо известны и позволяют принять ими адекватные способы защиты. Специалист по защите от недружественных захватов сможет определить уязвимые позиции в рейдерской схеме, выбить почву из-под ног рейдера и заставить его совершать действия, при которых он неминуемо начнет ошибаться и терять контроль над ситуацией. Такие специалисты помогут собственнику минимизировать моральные и материальные издержки, связанные с возвратом имущества, организуют мероприятия по противодействию рейдерству, возврат контроля над захваченным бизнесом, защиту реестра акционеров. Кроме того, будет организована срочная реструктуризация основных активов предприятия и разработана стратегия судебной защиты.

Современная практика

Сегодняшние российские реалии таковы, что рейдеры становятся все более квалифицированными, а их методы все более изощренными. Объектами рейда становятся не только предприятия, но и любое ценное имущество, принадлежащее как юридическим, так и физическим лицам. Рейдерам редко нужно юридическое лицо как таковое, основная задача – это захват активов, принадлежащих собственнику.

Техники захвата имущества по серым и черным схемам, которые отличаются сложными тактиками, на сегодняшний день не нашли должного отражения в уголовной практике: возбуждается лишь небольшое число дел и редкие из них доходят до логического финала в силу многоэпизодности, труднодоказуемости и коррумпированности. Несомненно, необходимо укрепление и расширение законодательной базы в отношении рейдерства. И государство сделало шаг в сторону усиления мер ответственности за преступления в этой сфере. В 2010 году было принято несколько поправок в уголовное законодательство в отношении преступлений, ведущих к неправомерному захвату чужого имущества и денежных средств. Первый антирейдерский федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 07.04.2010 N 60-ФЗ исключил такую меру пресечения как заключение под стражу в ходе предварительного следствия лиц, обвиняемых в экономических преступлениях. До этого очень часто в ходе захвата предприятия использовался такой метод как устранение собственников либо управляющих, что во многом обеспечивало успех рейдерской схемы. Эти поправки дали возможность пресечения рейдерских захватов уже на начальной стадии их свершения, и, как следствие, предупреждение наступления последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя. В новом законе нашли отражение такие варианты рейдерских атак как внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений, умышленное уничтожение или подлог документов, предоставление в органы исполнительной власти заведомо подложных документов. Эти деяния теперь квалифицируются как уголовно наказуемые, тогда как ранее они находились исключительно в сфере гражданских или административных споров.

Все эти меры, несомненно, очень важны, но лица, совершающие рейдерские захваты, с течением времени меняют тактику и средства воздействия. И поправки, внесенные последними двумя законами, больше подходят для стандартных схем завладения предприятиями и имуществом. Все чаще инструментами нынешних рейдеров становится давление со стороны правоохранительных органов, мучительные проверки со стороны налоговых служб и администраций, угрозы физической расправы и уголовного преследования.

Коррупция в рядах чиновников и правоохранительных органов является одной из главных опор рейдерства. Эти явления взаимозависимы и создают благоприятные условия существования друг для друга. И несомненно, что решению проблемы рейдерства будет способствовать формирование в обществе устойчивого мнения, что рейдерство – это пагубное явление для самого общества и оно нарушает одно из основных прав, гарантированных Конституцией РФ, – право собственности.

К существенной минимизации серого и черного рейдерства приведет и прогресс в разрешении ряда сопутствующих проблем. Во-первых, укрепление законодательных методов защиты - это и усиление нормативной базы, и минимизация пагубного влияния коррупции, и изменение реакций со стороны правоохранительных органов. Во-вторых, усиление культуры бизнеса. Увы, на сегодняшний день в России культура бизнеса находится в зачаточном состоянии, либо вовсе отсутствует, чем рейдеры удачно пользуются. То, что в России сделки, которые на мировом рынке имеют легальные формы слияний и поглощений, превращаются в серый и черный рейд, несомненно, говорит о низкой культуре бизнеса, выстраивать которую предстоит самим собственникам. И во многом именно от них зависит, каким образом будет развиваться дальнейшая ситуация в отношении проблемы рейдерства, что сможет собственник противопоставить в ответ на недружественный захват. Собственнику предстоит отстроить структуру ведения бизнеса таким образом, чтобы в его распоряжении были грамотные эксперты: адвокаты, финансисты, аудиторы, сотрудники службы безопасности и охранного предприятия, способные адекватно отразить атаку рейдеров. В идеале бизнес должен быть построен таким образом, чтобы у рейдеров не возникало предположений, что на данное предприятие можно совершить нападение с целью отъема имущества, потому что уже на стадии разработки должно стать очевидно, что совершить захват предприятия просто невозможно.

Продолжение ...

Индоссамент

Передаточная надпись

При передаче векселя, будь то купля-продажа, мена или дарение, возникает новый держатель – кредитор, который отныне имеет право требовать платеж по данному векселю.
Назначение нового кредитора осуществляется путем передачи прав в упрощенном по сравнению с гражданско-правовым порядке – посредством индоссамента. Индоссамент представляет собой передаточную надпись на обороте и является единственно правильным способом передачи векселя. Без его совершения прав и обязанностей по векселю возникнуть не может.

По своей юридической природе индоссамент является сделкой, в силу которой индоссант передает векселеприобретателю права по векселю, а последний принимает все права, вытекающие из векселя. Вексельные сделки являются абстрактными – к ним применимо положение о том, что основание выдачи векселя остается в тени и не интересует судью до тех пор, пока должником не будет доказано, что мнимый веритель получил вексель недобросовестным путем.

Если от имени юридического лица вексельная сделка совершена лицом, не уполномоченным на это в силу своего служебного положения, либо не имеющим доверенности на ее совершение, либо с превышением полномочий при совершении данной сделки, то она не может быть признана недействительной. Каждый, кто подписал переводной вексель в качестве представителя лица, от имени которого он не был уполномочен действовать, или превысив свои полномочия, сам обязан по векселю, если только индоссант не одобрит сделку. При этом непрерывность ряда индоссаментов не зависит от наличия полномочий у индоссантов. Если подпись была поставлена лицам, которое не имело надлежащих полномочий, это не является основанием для признания цепочки индоссаментов прерванной. Держатель векселя будет считаться законным. Законным держателем векселя является лицо, которое основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. В этом случае обязать отдать вексель возможно только если он приобретен недобросовестным путем или с совершением грубой неосторожности. Приобретатель считается недобросовестным, если он до или в момент приобретения знал о том, что вексель выбыл из владения собственника либо лица, уполномоченного распоряжаться векселем, помимо их воли. Грубая неосторожность имеет место в том случае, когда приобретатель должен был знать о факте выбытия векселя из владения собственника либо лица, уполномоченного распоряжаться векселем, помимо их воли, однако, не знал. Проставляя подпись на векселе, индоссант из держателя и кредитора по вексельному обязательству превращается в одного из солидарных должников.

Существует два вида передаточной надписи - именная и бланковая. Именная передаточная надпись содержит наименование нового приобретателя векселя. Бланковая надпись наименования приобретателя не содержит и состоит из одной лишь подписи индоссанта. Если последний индоссамент является бланковым, то законным векселедержателем является лицо, который фактически владеет векселем. Данное лицо вправе осуществлять все права по векселю, в том числе и требовать платежа. Учитывая это, следует проверять, является ли векселедержатель последним приобретателем прав по векселю по непрерывному ряду индоссаментов.

Ряд вексельных индоссаментов должен быть последовательным - каждый предыдущий индоссат является последующим индоссантом. Передать вексель может только законный держатель, получивший вексель по непрерывному ряду индоссаментов. Месторасположение передаточных надписей на векселе или на добавочном листе и даты их совершения (если они имеются) для определения непрерывности индоссаментов во внимание не принимаются. Если индоссамент бланковый, то векселедержатель может заполнить бланк или своим именем, или именем третьего лица; индоссировать, в свою очередь, вексель посредством бланка или на имя третьего лица; передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента.

Индоссамент может быть совершен в пользу:

- плательщика, независимо от того, акцептовал он вексель или нет;
- векселедателя;
- любого другого обязанного по векселю лица.

Эти лица могут в свою очередь индоссировать вексель в пользу третьего лица.

Из общих требований к порядку перехода прав по векселю существует ряд исключений. В этих случаях отсутствие на векселе отметки в форме индоссамента о переходе прав не является основанием для отказа в удовлетворении требования векселедержателя по векселю при условии, что им будут представлены доказательства того, что вексель перешел к нему на законных основаниях. К таким исключениям относятся:

- переход прав по векселю в составе наследственной массы;
- переход прав по векселю в составе имущества предприятия при его продаже;
- переход прав к другому юридическому лицу при реорганизации юридического лица – векселедержателя;
- принудительная продажа векселя с публичных торгов;
- некоторые случаи передачи векселя в залог.

Продолжение ...

Один новый, один старый: инсайд и манипулирование

На основании общего определения инсайдерской информации, установленного в законе, ФСФР России утверждены перечни конкретной инсайдерской информации для разных участников финансового рынка. Установлено три запрета на использование инсайдерской информации: совершение сделок с использованием инсайдерской информацией, передача ее другим лицам и выдача рекомендации или побуждение третьих лиц совершить какие-либо действия с финансовыми инструментами, в отношении которых есть инсайд. Кроме того, физические лица, отнесенные законом к инсайдерам, должны уведомлять ФСФР России о своих сделках с финансовыми инструментами, в отношении которых у них есть инсайд. За нарушение данного требования установлен штраф до 30 тыс. рублей. Также определен перечень действий, отнесенных к манипулированию, и установлен запрет на их осуществление:

- умышленное распространение через средства массовой информации заведомо ложных сведений;
- совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению;
- совершение кросс-сделок, когда покупатель и продавец являются одним и тем же лицом;
- выставление одним лицом заявок на покупку и продажу, когда цена на покупку выше цены на продажу;
- «сдвиг рынка»: неоднократное совершение сделок по максимальным или минимальным ценам;
- «рисование» цены;
- неоднократное неисполнение обязательств по заключенным сделкам.

Существенное отклонение

В результате вышеуказанных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром должны были отклониться от уровня или поддерживаться на уровне, существенно отличающемся от того, который сформировался бы без таких операций. Это является существенным отклонением - новым понятием, установленным в законодательстве.

В настоящее время ФСФР России разрабатывает рекомендации по установлению критериев существенности. Предполагается, что все инструменты будут разбиты на две или три группы по ликвидности и для каждой группы будут определены свои значения существенного отклонения. Их предполагается считать на основе статистических данных, как волатильность искомого показателя, например, цены, с поправкой на коэффициент бета, который учитывает общее движение рынка, и два других коэффициента, один из которых устанавливается биржей, а второй - ФСФР России. При этом оба коэффициента не раскрываются.

Биржа на основании данных торгов текущего дня и некоторого прошедшего периода считает по каждой акции волатильность по формуле, установленной приказом ФСФР России. Если рассчитанное значение превышает пороговый показатель (квалифицируется как существенное), то биржа тут же сигнализирует об этом ФСФР России и та в свою очередь проводит проверку. Если в ходе проверки обнаруживается факт совершения действий, отнесенные законом к манипулированию рынком, то ФСФР России признает факт манипулирования.

То, что участники рынка не знают точной формулы, по которой биржа рассчитывает показатели существенного отклонения, – палка о двух концах. Если бы формула была известна, брокеры сами могли бы рассчитывать отклонение и торговать под самый порог, не переходя его. С другой стороны, это можно сравнить с ситуацией, когда скоростной режим движения устанавливается не дорожным знаком, а динамическим показателем, зависящим от освещенности, силы ветра, количества машин на дороге и случайным числом от 1 до 100, утверждаемым каждое утро на основании экспертной оценки местного гаишника, и число это держится в секрете.

Продолжение ...

Новости налогового бремени

С 1 января 2011 года начали действовать изменения, внесенные в статью 214.1 Налогового Кодекса РФ, регулирующую порядок налогообложения физических лиц по операциям с ценными бумагами. Кроме того, в НК РФ была введена статья, определяющая порядок переноса убытков на будущие налоговые периоды. Как следствие, изменился порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС).

Кто является налоговым агентом

В качестве налоговых агентов по операциям с ценными бумагами, операциям с ФИСС, операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами, осуществляемым в интересах физического лица, выступают следующие организации и лица:

- доверительный управляющий по договору доверительного управления;
- брокер по договору на брокерское обслуживание;
- иное лицо, совершающее операции по договору поручения, по договору комиссии или иному подобному договору (например, агентскому);
- иные финансовые посредники (например, управляющие компании, осуществляющие управление ПИФами).

В случае удержания НДФЛ налоговым агентом, у налогоплательщика физического лица обязанности по предоставлению налоговой декларации не возникает.

Организации, которые покупают ценные бумаги непосредственно у физического лица, налоговыми агентами не являются. В этом случае физическое лицо самостоятельно исчисляет, уплачивает налог и представляет налоговую декларацию по месту регистрации.

Как определить полученный доход - налоговую базу

Налоговая база по доходам от операций с ценными бумагами и ФИСС определяется раздельно по группам операций:

- с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
- с ФИСС, обращающимися на организованном рынке;
- с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке.

Отдельно определяется налоговая база по операциям РЕПО с ценными бумагами и операциям займа ценными бумагами. Раздельное определение налоговой базы означает, что если по одной из групп операций по итогам налогового периода получен убыток, то он не сальдируется с доходом, полученным по другой группе операций. Из этого правила существуют исключения, о них – ниже. Налоговая база определяется по окончании налогового периода как доходы от реализации ценных бумаг и ФИСС за вычетом расходов, связанных с их приобретением, продажей, хранением и погашением.

При расчете налоговой базы в доходах учитываются:

- доходы в виде процента (купона, дисконта) по ценным бумагам, а также дивиденды, если эмитентом налог не был удержан или был удержан не полностью;
- полученные налогоплательщиком суммы вариационной маржи и премии по реализованным контрактам срочных сделок;
- доход в виде материальной выгоды, если покупка ценных бумаг произошла по ценам ниже рыночных. В этом случае доход определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов на их приобретение.

Какие расходы уменьшают полученный доход

В целях налогообложения к расходам по операциям с ценными бумагами и ФИСС относятся:

- суммы, уплачиваемые по договорам покупки ценных бумаг, в том числе суммы купона;
- суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по срочным контрактам;
- возмещаемые расходы и комиссия брокера, доверительного управляющего;
- надбавка (скидка), уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении (погашении) инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда;
- биржевая комиссия (сбор), а также суммы выплаты биржевым посредниками и клиринговым центрам;
- оплата услуг реестродержателя;
- налог, уплаченный налогоплательщиком при получении ценных бумаг в порядке наследования, дарения;
- суммы процентов, уплаченные по кредитам (займам), полученным для покупки ценных бумаг (включая маржинальные сделки), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 % - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;
- другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами и ФИСС.

В качестве документального подтверждения расходов физическим лицом могут быть предоставлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- отчеты другого брокера, доверительного управляющего;
- договоры на приобретение ценных бумаг с приложением платежных документов, подтверждающих факт и сумму оплаты по договору;
- документы, подтверждающие факт перехода права собственности налогоплательщика на соответствующие ценные бумаги.

Состав расходов, уменьшающих налоговую базу по операциям с ценными бумагами, зависит от того, каким образом налогоплательщик приобрел ценные бумаги. Если налогоплательщик приобрел или получил их на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке наследования или дарения, то к документально подтвержденным расходам на приобретение или получение ценных бумаг относятся как суммы, с которых был уплачен налог, так и сумма самого налога. Если налогоплательщик получил в собственность ценные бумаги в порядке наследования или дарения от близких родственников, то в целях налогообложения учитываются документально подтвержденные расходы дарителя или наследодателя. В случае реализации ценных бумаг, полученных налогоплательщиком в результате обмена (конвертации) от организации-эмитента, в качестве документально подтвержденных расходов признаются расходы на приобретение ценных бумаг, которыми налогоплательщик владел до обмена (конвертации). А при реализации ценных бумаг, полученных налогоплательщиком при реорганизации организации-эмитента, расходами на их приобретение признается стоимость первоначальных ценных бумаг реорганизуемой организации при условии документального подтверждения их покупной стоимости.

Продолжение ...

Квалифицированные инвесторы - новый уровень возможностей

Фондовый рынок играет существенную роль в развитии экономик развитых и развивающихся стран. В свое время бурное развитие рынка ценных бумаг в США во многом способствовало созданию крупной американской промышленности. В России, по мнению многих зарубежных экспертов, рынок ценных бумаг по-прежнему находится в стадии становления, несмотря на то, что Международная финансовая корпорация Мирового банка (International Financial Corporation) официально включила его в число развивающихся фондовых рынков (emerging markets) еще 30 сентября 1996 г.

Формирование российского фондового рынка происходило с начала 1990-х годов. Ценные бумаги, выпускаемые в ходе приватизации или в процессе дополнительных эмиссий предприятий, попадали на рынок не в полном объеме, оставаясь в собственности крупных инвесторов или собственников бизнеса. В результате предложение ценных бумаг на рынке до сих пор ограничено и доля свободно обращающихся на рынке акций от общего объема их эмиссии составляет не более 20%. При этом для поддержания ликвидности фондового рынка необходимо увеличение числа участников сделок, поскольку в этом случае вероятность оптимального соотношения интересов участников рынка существенно возрастает.

Развитие российского рынка ценных бумаг началось с выпуска государственных долговых инструментов, что соответствовало как историческим традициям страны (облигации государственного займа были очень популярны во времена СССР), так и мировому опыту. При этом формирование развитого рынка ценных бумаг невозможно без выравнивания его внутренних пропорций. Например, в США государственный и корпоративный долговой сегмент фондового рынка соотносятся как 1:2, а в России это соотношение по- прежнему составляет, по разным данным, 4:1 или даже 5:1.

Становление рынка производных финансовых инструментов связано с появлением в начале 1990-х годов первых биржевых фьючерсов и опционов. В 1992 году состоялись первые торги фьючерсами на поставку доллара на МТБ, а уже в январе 1995 года дневной оборот валютного фьючерсного рынка только на этой бирже приблизился к обороту крупнейшей валютной спотбиржи ММВБ (30–40 млн долл. в день, объем открытых позиций – 70 млн долл.)1.

И хотя в целом уже можно говорить о том, что структура рынка ценных бумаг России сложилась, многие эксперты продолжают указывать на недостаток инструментов для инвестирования, особенно долгосрочного, и как следствие – высокие риски колебания цен на рынке из-за его узости. Таким образом, сегодня остается решить две задачи:

- расширить возможности инвестирования для физических лиц и нефинансовых
организаций;

- снизить риски потенциальных инвесторов, особенно физических лиц, при приобретении высокорискованных активов.


В мировой практике решение этих проблем происходило через присвоение отдельным группам инвесторов особых статусов и введение ограничений на совершение операций с рядом высокорискованных активов для определенного круга лиц. Так и в России в 2009 году вводится понятие «квалифицированный инвестор», указывающее на наличие у лица достаточной финансовой грамотности для совершения операций с особенными инструментами. Одновременно ограничивается свободное обращение целого ряда финансовых инструментов, а именно:

1) вводится возможность их покупки только квалифицированными инвесторами;

2) совершение сделок по приобретению и отчуждению этих инструментов между нерезидентами, за исключением операций с внешними ценными бумагами, становится возможным только через брокера.

Понятие «квалифицированный инвестор» закреплено в статье 51.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в которой установлен перечень лиц, являющихся квалифицированными инвесторами в силу закона, а также условия, при которых иные лица могут получить статус квалифицированных инвесторов.

Продолжение ...

Т+2: новые стандарты Московской биржи

.Т+2 – это частный случай режима T+N, режима торгов с отложенными расчетами, где N – количество дней, через которое после совершения сделки покупатель должен поставить деньги, а продавец – бумаги. Другими словами, при режиме Т+2 расчеты по сделке, заключенной в понедельник, должны пройти спустя два дня, то есть в среду. В настоящее время большинство бирж Европы и Америки проводят торги в режиме Т+3, но многие со следующего года собираются перейти на Т+2. В связи с этим для унификации торгового процесса и для более комфортного управления рисками на Московской бирже было принято решение запустить торги в режиме Т+2.

Преимущества Т+2

Несмотря на критику проекта Т+2 многими участниками рынка, попробуем выявить возможные плюсы этого нововведения (так как в любом случае запуск процесса состоялся, и обратного пути уже не предвидится). Нужно отметить, что все «плюшки» нового режима станут доступны инвесторам, участникам рынка и, прежде всего, брокерским компаниям только после проведения большой работы по модернизации собственной инфраструктуры.

Частичное депонирование
Наверное, это самый главный плюс для инвесторов: снижение стоимости фондирования операций. Если сейчас, при 100%-ном преддепонировании, инвестор при покупке 100 акций по рублю должен был иметь на счету 100 рублей, то с введением Т+2 данную сделку он сможет совершить, имея на счете не 100 рублей, а, например, 30 рублей. Фактически, определяя величину обеспечения, которое нужно будет депонировать клиенту, брокер будет регулировать размер «плеча», предоставляемый клиенту. Брокеры смогут считать размер обеспечения по позиции клиента в совокупности, учитывая ценные бумаги, валюту и инструменты срочного рынка в портфеле, с использованием собственных методик.

Оговоримся, что разработан проект нового нормативного акта, регулирующего маржинальную торговлю и предоставление брокером «плеча» клиенту. Можно предположить, что ближе к концу года он будет полностью согласован, утвержден и вступит в силу.

Для разных категорий инвесторов частичное преддепонирование будет иметь свой положительный эффект. Например, у иностранных инвесторов будет два дня на то, чтобы, заключив сделку в рублях, конвертировать валюту в рубли точно под расчет и перевести ее брокеру, а алгоритмические трейдеры смогут получить большее плечо и использовать единое маржирование и единое обеспечение по ценным бумагам и срочным контрактам.

Центральный контрагент
Это огромный плюс как для клиента, так и для самого брокера – при заключении сделок в режиме Т+2 с Центральным контрагентом (ЦК) риск неисполнения обязательств сводится практически к нулю. При осуществлении операций в режиме основных торгов (в «стакане») или переговорных сделок ЦК «встает» между клиентом и контрагентом, то есть заключается две сделки: клиент и ЦК, ЦК и контрагент. В режиме основных торгов контрагентом по сделке всегда будет ЦК, поэтому в случае неисполнения реальным контрагентом своих обязательств это будут проблемы ЦК и обязательства по сделке он должен исполнить вне зависимости от исполнения их другой стороной.

Перенос позиции

По ликвидным бумагам большинство брокеров будут предоставлять следующую услугу: если по прошествии двух дней с момента заключения сделки клиент не выходит на расчеты и хочет продолжать держать позицию, то это может быть реализовано путем переноса сделки с помощью РЕПО (примерно как сейчас это делается в секции STANDARD).


Изменения на уровне биржи

Выше были рассмотрены изменения на уровне взаимоотношений брокерских компаний и инвесторов. Теперь рассмотрим изменения в отношениях между биржей и участниками торгов. Нужно понимать следующую вещь: кардинально меняется подход, по которому биржа оценивает риски каждого участника клиринга. Сейчас стать участником клиринга может любая, даже самая небольшая инвестиционная компания и по итогам торгов иметь позицию, ограниченную только размером собственных средств на счете (для биржи риски минимальны, так как сделки заключаются по принципу 100%-го преддепонирования).

Продолжение ...

Офшор или не офшор?

До конца 90-х годов мы как юристы не видели спроса на «умные» схемы владения капиталом. Человеку было достаточно физически перевести деньги за границу на счет в любой стране, где это можно было сделать: Кипр, Швейцария, Австрия, Люксембург, Лихтенштейн и т. д., и на этом все планирование заканчивалось. Только с конца 90-х годов началась трансформация этой системы: индустриально развитые страны стали более пристально следить за своими налогоплательщиками, российские власти захотели каким-то образом регулировать процессы, происходящие в офшорном мире, и в целом страны стали более успешно договариваться между собой в плане обмена информацией о схемах ухода от налогов. Все это привело к тому, что сегодня наличие накоплений на незадекларированном счете за границей либо на счете совершенно безналоговой компании, которая управляется номинальными директорами и не находится реально в той стране, где она зарегистрирована, становится все менее и менее уютным. Я не говорю опасным, потому что опасности можно пока более или менее избегать.

Продолжение ...

Жизнь после деофшоризации

Минфин не случайно опубликовал законопроект по CFC до того, как внести его в Госдуму, — в этом есть некая партизанская хитрость — чтобы профессиональное сообщество начало активно обсуждать варианты ухода от закона, а Минфин мог бы их учесть. Поэтому все семинары, которые сейчас проводятся по деофшоризации, активно посещаются сотрудниками Минфина, слушающими разный креатив от «Большой четверки» и иностранных юридических компаний, которые находятся на переднем крае интеллектуальных способов обхода государственных ограничений. Примечательно, что на момент публикации статьи автору были доступны уже три альтернативные версии законопроекта, причем со значительными отличиями друг от друга. Самый последний из них Минфин опубликовал на своем сайте 27 мая с. г.1.

Анализ законопроекта показывает, что в нем есть не только лазейки, но и банальные ошибки, документ еще будет эволюционировать. Но уже в теперешнем виде он предполагает три уровня неудобств.

Первый уровень неудобств связан с признанием офшорных компаний «контролируемыми иностранными компаниями» с обязанностью контролирующего лица — российского физического или юридического лица-резидента платить налог с нераспределенной прибыли, а также подавать сведения о наличии таких компаний в налоговые органы РФ. Если у российского налогового резидента имеется доля больше 10% в зарубежной структуре, то он однозначно подпадает под эту норму. При меньших долях ситуация будет зависеть от степени его влияния на решения по распределению прибыли. Но поскольку законопроект оговаривает как прямое, так и косвенное влияние, то он затрагивает и номинальные схемы. Офшорный список нормативно существует уже несколько лет, и единственной интригой сегодняшнего дня остается вопрос, включит ли Минфин в него Кипр. Но даже если Кипра в списке не будет, его ценность с точки зрения налогового планирования очень условна.

Во-первых, за всеми получающими из России доход кипрскими компаниями российской налоговой однозначно подразумевается наличие российского бенефициара. Во-вторых, Кипр юридически прозрачен для российских запросов — как уголовных, так и налоговых.

Неудобство номер два — это необходимость сообщать в российскую налоговую службу о долях свыше 1% в иностранных структурах, причем не только из стран офшорного списка. А если это бенефициарный интерес в какой-то «структуре» — не юридическом лице (прежде всего имеются в виду трасты), то о нем надо докладывать даже безо всякого процента, просто по факту того, что вы являетесь бенефициаром.

«Большая четверка», насколько я знаю, уже начала умничать на эту тему, потому что понятие «бенефициар» в русском языке не покрывает всех возможных нюансов иностранного трастового права. В трастовом праве существует beneficiary — прямой указанный бенефициар, и есть так называемый object of power — это лицо, которое может быть сделано бенефициаром по воле управляющего трастом, а может и нет. Полагаю, что наша налоговая служба не будет сильно в этом разбираться и будет исходить из более консервативной трактовки: если человек так или иначе упомянут в трасте как лицо, которое может получить выгоду, то он должен об этом отчитаться.

Продолжение ...

Борьба с отмыванием денег - история и перспективы

Международная борьба с легализацией средств, нажитых преступным путем (money laundering, или отмывание денег), имеет относительно недавнюю историю. Есть легенда, согласно которой сам термин «отмывание денег» появился в США во время сухого закона, когда доходы чикагской мафии, полученные от нелегальной продажи спиртного, официально оформлялись в качестве выручки сети прачечных.

На международном уровне борьба началась в 1988 году после принятия Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. В развитие этой Конвенции на уровне ЕЭС была принята Директива 91/308/EEC1, возлагавшая определенные обязанности на европейские финансовые организации (банки и страховые компании). В частности, этим организациям предписывалось осуществлять идентификацию своих клиентов при открытии ими счетов. Под особый контроль со стороны финансовых организаций попадали любые транзакции клиентов на сумму свыше 15 000 ЭКЮ. Все документы, полученные от клиентов, предписывалось хранить в течение пяти лет после совершения операции. О любых подозрительных клиентах или операциях финансовые организации должны были уведомлять контролирующие органы, в роли которых выступали центральные банки. При этом никакие соглашения о конфиденциальности между клиентами и финансовыми организациями не могли препятствовать последним уведомлять контрольные органы, поскольку директива освобождала финансовые организации от ответственности за нарушение подобных соглашений.

Следующий этап начался в 2001 году после принятия второй директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2001/97/ЕС2. Она конкретизировала некоторые нормы первой директивы, при этом увеличив перечень преступлений, в который помимо торговли наркотиками вошли любые доходы, полученные преступным путем, в т. ч. от участия в организованной преступности, коррупции, иных тяжких преступлениях. Также произошло существенное расширение понятия финансовых организаций, к которыми были отнесены:

• банки;
• страховые компании;
• инвестиционные компании и структуры для осуществления коллективных инвестиций;
• аудиторы;
• налоговые консультанты;
• казино;
• торговцы ювелирными изделиями;
• нотариусы;
• риелторы;
• а также любые юридические и физические лица, оказывающие своим клиентам услуги по планированию сделок, купле-продаже недвижимого имущества, управлению любыми активами, учреждению и управлению компаниями или трастами.

Террористические акты, произошедшие в США 11 сентября 2001 года, выдвинули на первое место борьбу с финансированием терроризма. В 2005 году, основываясь на рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), была принята третья директива Европейского парламента и Совета ЕС 2005/60/ЕС3. Она стала логичным развитием первых двух директив, поскольку накопленный опыт показал, что отмывание денег может происходить различными способами. Кроме того, пришло понимание, что необходимо и дальше расширять перечень преступлений, с доходами от которых надо бороться. Поскольку практика показала широкое использование различных трастов (фондов) в преступных целях, особое внимание было обращено на необходимость идентификации бенефициарных владельцев таких трастов (фондов). Согласно третьей директиве бенефициарным владельцем было признано физическое лицо или лица, которые прямо или косвенно контролируют более 25% акций (долей) юридического лица или иным образом могут оказывать влияние на деятельность компании. В случае трастов бенефициарным владельцем было признано физическое лицо или лица, которые контролируют более 25% имущества, переданного в траст. В целях расширения борьбы с коррупцией директива также ввела понятие политически значимых лиц (politically exposed persons, PEP), т. е. лиц, занимающих или занимавших важные государственные посты, а также членов их семей.

Продолжение ...