Как захеджировать портфель акций

Злополучные хедж-фонды не регулируются законодательно и поэтому обладают широкими возможностями в выборе инструментов инвестирования. Проще сказать, в их арсенале есть все, включая короткие позиции, фьючерсы, опционы и прочие деривативы, лишь в ограниченном количестве доступные обычным паевым фондам. Такие преимущества позволяют хедж-фондам зарабатывать не только на растущем рынке, но и на падающем. На украинском рынке с недавнего времени обращаются сразу два инструмента хеджирования рисков: фьючерс на индекс UX (украинский фондовый индекс) и опцион на фьючерс. Опцион пока малоликвиден, поэтому рассмотрим подробно первый инструмент — фьючерс.

Для тестирования эффективности рекомендаций аналитического департамента было создано два экспериментальных портфеля, каждый по 75 тыс. грн. (264 тыс. руб.). Первый портфель — спекулятивный, второй — долгосрочный. Допустим, 80% долгосрочного портфеля вложено в украинские акции. Мы ожидаем коррекцию на рынке на 10-15%. Чтобы застраховать портфель от падения, нам нужно продать на срочном рынке фьючерсы на индекс UX. В данном случае нас волнует два вопроса – насколько движение индекса коррелирует с динамикой бумаг в нашем портфеле, и сколько фьючерсов необходимо, чтобы полностью покрыть портфель. Для ответа на оба вопроса необходимо рассчитать так называемый бета-коэффициент, который является мерой рыночного риска, отражая изменчивость доходности ценной бумаги/портфеля по отношению к доходности рынка в среднем.

Если портфель является менее рисковым, чем рынок в целом, то бета-коэффициент меньше 1. Если же при падении/росте рынка портфель теряет/приобретает в стоимости быстрее, чем рынок, то бета больше 1. Бету не сложно рассчитать самостоятельно, хотя многие аналитические ресурсы предлагают готовые значения на разных временных интервалах (день, неделя, месяц). Единственный существенный недостаток этого показателя, как и любого статистического наблюдения, в том, что бета — историческое значение и не может предсказать движение рынка в будущем.

Вернемся к нашему примеру. Структура портфеля и уже рассчитанные в Блумберге беты (дневные значения с 29.04.2009) по бумагам выглядят следующим образом: рис. 1.

Исходя из формулы 2, необходимое количество фьючерсов для полного покрытия портфеля при его текущей стоимости в 52 296 грн. (184 186 руб.) и цене фьючерса 2 620 грн. (9 227 руб.) составит 22 штуки. Особенностью фьючерса является то, что продавцу или покупателю не нужно платить всю сумму (в нашем случае 57 640 грн. или 203 008 руб.), он должен внести лишь сумму гарантийного обеспечения (на Украинской бирже – 20%) и поддерживать достаточный уровень средств на счету. Ежедневно со счета в случае роста рынка будет списываться так называемая вариационная маржа (разница между расчетной ценой этого торгового дня и ценой сделки), а в случае падения – наоборот, зачисляться. Таким образом, если рынок падает, мы терпим убытки по портфелю, однако компенсируем их на срочном рынке. Если же рынок растет — выигрываем по портфелю, но теряем на фьючерсе. То есть итоговый финансовый результат в идеале должен равняться нулю. Однако это случается крайне редко, поскольку спот и фьючерсный рынки не всегда движутся синхронно, а коэффициент бета со временем меняется.

Как отмечалось ранее, при коррекции индекса на 10-15% мы будем закрывать позицию по фьючерсу, тем самым нивелируя убытки по портфелю. Если же коррекции не последует и на рынке продолжиться рост, при определенном заранее уровне стоп лосса мы так же закроем свою позицию по фьючерсу, но с убытком.

Кроме рассмотренного примера, когда портфель уже наполнен базовыми активами, возможна ситуация, когда управляющий только формирует портфель и хочет застраховать себя от роста цен. В данном случае - он приобретает фьючерсы на планируемый объем портфеля. Допустим, у нас нет свободных денежных средств на счету, но мы хотим купить 6 400 акций «Райффайзен Банк Аваль» (бета – 1) по цене 0,3849 грн. (1,3556 руб.) за акцию. Стоимость портфеля, таким образом, составит 2 463 грн. (8 674 руб.). Вместо этого мы покупаем 1 фьючерс по цене 2 466 грн. (8 685 руб.) (на счет необходимо внести лишь 20% гарантийного обеспечения – 493,2 грн. или 1 737 руб.). Если цена акции вырастет на 20%, то и фьючерс подорожает. Мы получим следующий общий результат по операциям:
Доход от фьючерса: 2 466*(1+0,2) - 2 466 = 493,2 грн. (1 737 руб.)
Покупка бумаг: 6 400*0,3849*(1+0,2) = 2 956 грн. (10 411 руб.)
Цена акции без учета фьючерса: 2 956/ 6400 = 0,462 грн. (1,627 руб.)
Цена акции с учетом фьючерса: (2 956 – 493,2) / 6400 = 0,385 грн. (1,355 руб.)
Если рынок будет медвежьим, мы потеряем на фьючерсе, но купим «Райффайзен Банк Аваль» дешевле.

Таким образом, хеджирование позволяет управлять портфелем ценных бумаг, защищая клиентов от неблагоприятных событий на рынке, так называемого систематического риска. Важно понимать, что хеджирование – это не способ получить дополнительную спекулятивную прибыль, а инструмент защиты активов. Более сложные стратегии хеджирования позволяют получать прибыль одновременно с минимизацией рисков. Например, использование длинного пут опциона позволяет держателю (портфельному менеджеру) продать актив по фиксированной цене. Это право принесет прибыль в случае если цены на актив упадут, а актив еще не был приобретен, и нивелирует убытки, если актив в портфеле. Если же цены на актив вырастут, то инвестор сможет продолжать получать прибыль от роста портфеля, потеряв лишь уплаченную за опцион премию.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.