Новая экономика

Доступные инвестиции: как изменилась жизнь?

Новая экономика — это еще и невиданный до сих пор уровень доступности участия в коллективных инвестициях в формате краудфандинга: поддержать понравившийся стартап парой долларов может любой обладатель пластиковой карты и доступа в Интернет. Kickstarter — пожалуй, самый известный краудфандинговый проект — формулирует свою миссию так: «Помогать претворять креативные проекты в жизнь».


Создатели Kickstarter утверждают, что не намерены когда-либо выходить на IPO или продавать свое детище, и их философия заслуживает внимания для понимания того, чем дышит новая экономика. Бизнес-модель проекта проста, эффективна и масштабируема: это комиссия за посредничество в сборе инвестиций для стартапов по строго определенному открытому регламенту. Kickstarter зарегистрирован в Нью-Йорке как некоммерческая общественная организация (Public Benefi t Corporation) — так же, как и нью-йоркское Управление транспорта (Metropolitan Transportation Authority) и Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси. Этим, равно как и рядом добровольных сертификаций и пожертвований в социальную сферу Kickstarter дает понять, что общественная выгода является одним из приоритетов для компании.

Ресурсов, приглашающих стартапы разместить проект у себя с целью привлечь внимание инвесторов, довольно много. Из российских порталов можно назвать StartTrack под покровительством Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), а также рубрику «Стартапы» на vc.ru. При этом, по данным Rusbase, за последние 20 лет профессиональные инвесторы заключили всего не более 3,5 тысячи сделок на российском венчурном рынке.

Куда интереснее посмотреть на западный рынок, где к проектам широко допускаются непрофессиональные инвесторы. Например, база данных стартапов AngelList (angel.co) c 2010 года набрала 3,5 млн проектов, среди которых традиционно больше всего IT-компаний, второе место занимают потребительские товары, третье — продукты и услуги B2B, четвертое и пятое места — медиа и финансы соответственно. Во всех этих стартапах новые технологии не столько создают новые модели бизнеса, сколько расширяют имеющиеся возможности.

Обращают на себя внимание те сферы, где больше всего частных инвесторов и интересующихся наблюдателей, — здравоохранение, экологически чистые технологии и образование. На чем базируется их интерес?

Эксперты и аналитики выделяют несколько ключевых супертрендов новой экономики, основываясь на которых бизнес будет ощутимо расти в бли жайшие десятилетия, даже если рынок в целом будет стагнировать или падать. В их числе — старение населения по всему миру, смена потребительских паттернов у современной молодежи, рост доходов и объемов потребления жителей Азии, а также новые вызовы в области безопасности людей, компаний и государств.

Рассмотрим эти супертренды подробнее.


Серебряная экономика

По данным Credit Suisse, порядка ¾ расходов на здравоохранение приходится на нужды пожилых людей — это серьезный и к тому же растущий рынок: численность людей старше 65 лет будет только увеличиваться из-за демографического старения населения и к 2050 году достигнет порядка 2 млрд человек, прогнозирует ООН. Этот устойчивый тренд будет формировать потенциально огромный рынок здравоохранения и других услуг, удовлетворяющих потребности пожилых людей: индустрию развлечений и досуга, образовательных и социальных проектов, — все то, что получило название «серебряная экономика».

Например, AngelList дает такую статистику по приросту стартапов в сфере заботы о пожилых.

Конечно, многие из стартапов высокорискованны, но и среди них есть проекты, прошедшие в том числе независимую отраслевую экспертизу и получившие высокую оценку. Например, приложение для пожилых людей Care at Hand, позволяющее на основе регулярных опросов пациента в промежутках между посещениями доктора прогнозировать риск ухудшения здоровья на период до 4 месяцев. Исследования показали, что использование этого приложения приводит к сокращению повторных госпитализаций на 39,6% и к значительной экономии средств пациентов. Не случайно основанный в 2011 году Care at Hand был куплен в середине 2016 года компанией Mindoula Health после двух раундов инвестиций (USD 550 тыс. в 2012 году и USD 800 тыс. в 2013). Приложение до сих пор остается самым популярным в разделе «Забота о пожилых» (Elder Care) на AngelList. Большой потенциал скрывает в себе рынок услуг по домашнему уходу за пожилыми. В США эксперты оценивают его в USD 80–100 млрд в год, в этой сфере заняты десятки тысяч контрактных работников.

Инвесторам, не рискующим заходить на венчурный рынок здравоохранения, можно рассмотреть устойчивые глобальные компании с бизнесом в околомедицинской сфере, активно вкладывающиеся в стартапы и главное — обладающие компетенциями для отбора наиболее перспективных разработок. Свои венчурные подразделения есть у Pfizer (Pfizer Venture Investments), показавшей рост в полтора раза за 5 лет, и Johnson&Johnson (Johnson&Johnson Development Corporation), выросшей за этот же период почти в два раза.

Средства личного контроля за здоровьем — всевозможные трекеры физической активности, приложения-дневники и соответствующие интерпретаторы данных — популярны и среди интересующихся здоровым образом жизни миллениалов — людей до 35 лет. Это значительно расширяет целевую аудиторию таких приложений.


Миллениалам везде у нас дорога


Кроме гаджетов и приложений для мониторинга здоровья огромной популярностью среди миллениалов пользуются игровые приставки и сопутствующие им технологии и устройства.


Интерес рынка к сфере видеоигр отражают и уверенно растущие котировки ETF PureFunds Video Game Tech.

Миллениалам не чуждо и демонстративное потребление: согласно данным Bain&Co., расходы на предметы личной роскоши в 2017 году вырастут на 6% до EUR 262 млрд (USD 308 млрд) без учета валютных эффектов, причем 85% этого роста придется на потребителей в возрасте до 35 лет. В 3 квартале 2017 года миллениалы составили 55% покупателей Gucci. Фокус на покупателей-миллениалов взяла в последние годы и Dolce and Gabbana, проводящая активную рекламную кампанию в социальной сети Instagram.

«Возник вопрос, могут ли миллениалы стать так же важны для рынка luxury, как и бэби-бумеры, — отмечает автор исследования Bain&Co. Клаудиа Д'Арпизио в интервью Bloomberg в октябре 2017. — Мы наблюдали, как бренды словно переизобретают себя, чтобы удовлетворить это поколение, но неожиданностью стала величина отклика».

Богатая Азия

Тот же отчет Bain&Co. свидетельствует, что основная масса покупателей таких марок, как Gucci и Louis Vuitton, — жители Китая, на чью долю пришлось 32% рынка предметов роскоши в 2017 году. Люксовые холдинги показывают солидный рост: только за последний год акции Kering выросли на 88%,Christian Dior — на 69%, LVMH — на 47%. HSBC еще несколько лет назад спрогнозировал существенный рост потребления по всему миру за счет среднего класса, численность которого к середине текущего века увеличится на 3 млрд человек, или на 40% от населения планеты. Это означает, что ощутимо повысится спрос на товары и услуги практически во всех секторах экономики. Причем одним из основных драйверов выступит Китай: в Поднебесной к 2050 году, по оценкам экспертов, будет жить более 1,4 млрд человек, а среднегодовой доход трудового населения страны изменится кратно — с USD 2,5 тыс. до почти USD 18 тыс.












Новой экономике — новые технологии

Информационные технологии в СМИ тоже не стоят на месте: меняются форматы и способы доставки контента до потребителя. Абсолютно новые форматы, как NowThis — те самые короткие видео в желтой рамочке, могут похвастаться 2,5 млрд просмотров видео в месяц (на ноябрь 2017 года). При этом у NowThis нет собственного новостного сайта — дистрибуция роликов осуществляется исключительно через социальные сети, а ¾ аудитории приходится на людей до 35 лет. Однако из-за высокой конкуренции на рынке СМИ даже инновационные стартапы вынуждены объединяться. Discovery в 2016 году вложила USD 100 млн во вновь образованный холдинг Group Nine Media, собравший несколько новостных брендов, включая NowThis.

Холдинг остается частной компанией, 35% которой напрямую владеет Discovery, равно как и правом на получение контрольного пакета акций холдинга в будущем. «Вечный холостяк» Buzzfeed в марте 2017 года в очередной раз объявил о возможности IPO — теперь уже в 2018 году. Пока одни ждут появления тикера BUZZ, другие беспокоятся об инновациях в медиа: сможет ли публичная новостная компания гибко адаптироваться к новым форматам дистрибуции контента?

И за Buzzfeed, и за одним из самых горячих IPO 2017 года — Snap — стоит NBCUniversal, подразделение Comcast. По данным Fortune, cуммарно на конец 2017 года NBCUniversal вложил USD 400 млн в Buzzfeed и USD 500 млн в Snap.

Comcast, развивающий одновременно направления телекома и средств массовой информации, за 5 лет — с 2013 по 2017 — добился двукратного роста своих котировок.

Компании с долгой историей также не остаются в стороне от новых технологий. New York Times (рост акций за 5 лет более чем вдвое) активно развивает направление VR (virtual reality — виртуальная реальность — прим. ред.), тестируя новые форматы подачи информации.

Первым известным проектом New York Times считается размещенный в свободном доступе в Интернете материал 2012 года «Snow Fall. The Avalanche at Tunnel Creek» из нескольких последовательных частей, посвященный сходу лавины в Каскадных горах США и нескольким погребенным под снегом горнолыжникам. В проекте кроме фото и видео использовались 3d-модели гор и интерактивные карты местности, погружающие в атмосферу истории и создающие эмоцио нальный эффект присутствия. В октябре 2016 года компанией запущен проект The Daily 360, чья главная цель — дать зрителю почувствовать себя непосредственным участником происходящих событий благодаря VR-технологии панорамных изображений и видео. New York Times — в том числе и своими инновациями — регулярно подтверждает статус одного из флагманов мирового медиарынка.

Разброс успешных IT-компаний достаточно велик, но можно учесть лучших в своем инвестиционном портфеле с помощью ETF — например, выросшего за пять лет вдвое Vanguard Information Technology Fund, следующего за стабильно растущим индексом MSCI ACWI Investable Net USD.


Забота о защите

Информационные технологии влекут за собой проблемы кибербезопасности и приватности. В сфере киберзащиты отметим Check Point Software Technologies Ltd, которая с 1993 года предоставляет комплексные решения и для бизнеса, и для физических лиц, включая защиту мобильных устройств.

Возвращаясь к затронутому в начале статьи спору, заметим, что в большинстве 10-летних периодов последнего столетия Эрлих одержал бы победу — цены на выбранный им для пари набор металлов росли. Однако мир сильно изменился и продолжает стремительно меняться. Решит ли новая экономика проблемы человечества, мрачно описанные ученым 40 лет назад: истощаемые из-за роста населения запасы чистой воды, еды и минералов и приносящие все больший вред планете методы добычи ресурсов? Новая экономика дает выбор, в каком будущем жить, и этот выбор — за инвесторами, за каждым из нас.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.


..Следующая страница->