Пульс российского венчура

Венчурная арифметика и точки роста

По оценкам консалтинговой компании EY и аналитической платформы Dsight, объем российских венчурных инвестиций в 2018 году вырос более чем на 50% по сравнению с 2017 годом и составил около $715 млн. Росту способствовало как увеличение сделок на поздних стадиях с объемом от $10 млн, так и приток денег со стороны новых игроков, включая вновь созданные фонды с участием корпораций. Увеличился рост и посевных денег за счет корпоративных акселераторов. Так, Сбербанк, не ограничиваясь деятельностью внутреннего акселератора, запустил совместно с 500 Startups посевной фонд для инвестиций в сторонние проекты. КАМАЗ и МТС также запустили собственные программы акселерации. Более 60% всех инвестиций пришлось на пять основных секторов: e-commerce (доля от всех инвестиций составила 27%), транспорт и логистика (21%), промтех (12%), IT для бизнеса (10%), медицина (4%). Основным драйвером рынка является активность корпоративных инвесторов, доля которых в общем объеме вложений составила около 40% и будет расти.

Среди крупнейших сделок в 2018 году можно выделить следующие:
• Ozon в двух раундах привлек $161 млн от Sistema VC, Baring Vostok и МТС. К 2023 году компания планирует занять около 16% рынка онлайн-торговли. Сейчас бизнес ретейлера растет на 70–80% в год.
• Сервис вызова такси Gett привлек $80 млн от Access Industries, Baring Vostok, MCI и автоконцерна Volkswagen Group. Компания была оценена в $1,4 млрд. Совокупный объем привлеченных Gett инвестиций превысил $700 млн, из них $300 млн от Volkswagen и $100 млн от Сбербанка, который инвестировал в компанию в конце 2016 года.
• Разработчик дополненной реальности WayRay получил $80 млн от автопроизводителей Porsche, Hyundai Motor, фонда Rusnano Sistema SICAR, Alibaba Group, China Merchants Capital, JVC Kenwood, Российско-японского инвестиционного фонда и других.

Russians go global: истории успеха

Для того, чтобы стать единорогом и в принципе быть успешным, российскому стартапу нужно развитие или перспектива развития на международном рынке. Нам есть чем гордиться — российские компании становятся известными во всем мире и действительно глобальными.

Revolut

Одним из ярких примеров является финтех-компания Revolut бывшего сотрудника крупнейших инвестиционных компаний Lehman Brothers и Credit Suisse Николая Сторонского. Сегодня Revolut оценивается почти в $1,7 млрд, а личное состояние Сторонского — в $500 млн.
Revolut — это мобильное приложение, интегрированное с мультивалютной дебетовой картой, позволяющее конвертировать валюты по межбанковскому курсу, обменивать криптовалюты, совершать бесплатные денежные переводы по всему миру, а также оформлять страховые
и кредитные продукты. Первые инвестиции Revolut получила от британского фонда Balderton Capital и немецкого Point Nine Capital в размере $4,9 млн (оценка всей компании составляла не более $13 млн) в феврале 2016 года, а уже в июле того же года в компанию вложились Index
Ventures и Ribbit при оценке в почти $49 млн. Удивительно, что сервис востребован во многих странах, но не в России. В 2015 году Revolut пытался выйти на российский рынок, но столкнулся с проблемой: за пополнение c карт сервису приходилось доплачивать по 2% за операцию, поэтому компания вынуждена была свернуть деятельность. Но Revolut не оставляет надежды на покорение российского рынка и ведет переговоры с ЦБ о получении собственной банковской лицензии.

TradingView

Еще одним интересным примером среди глобальных финтех-компаний с российскими корнями является TradingView — основанная в 2011 году социальная сеть, объединяющая инвесторов
и трейдеров с расширенным торговым функционалом, в основе которой лежит онлайн-платформа технического анализа. По данным компании, у площадки уже более 8 млн активных пользователей в месяц, а рост аудитории за последние три года составил 1600%. С помощью трейдинговой платформы пользователь получает данные по акциям, форексу, криптовалютам и индексам онлайн, а также набор инструментов технического анализа. Компания зарабатывает за счет подписки по freemium-модели (часть функционала предоставляется бесплатно) и рекламных доходов. В проект вложился и уже удачно вышел российский фонд iTech Capital, фокусирующийся на глобальных историях с российскими основателями. По результатам сделки, размер которой составил $37 млн, новыми акционерами компании стали фонды Insight Venture Partners, Jump Capital и DRW Ventures, а iTech Capital совершил частичный выход из проекта, показав одиннадцатикратную доходность.

WayRay

В сфере транспорта и логистики примером многообещающего глобального проекта является навигационная система Navion компании WayRay, основанной Виталием Пономаревым в 2013 году. Система состоит из лазерного проектора и специальной пленки, превращающей лобовое стекло в экран. Navion проецирует на него различные виртуальные объекты — в том числе линию
маршрута, которая ложится прямо на дорогу. В 2018 году сайт VentureBeat назвал WayRay одной из семи компаний, которые изменят автомобильную индустрию. Стартовый капитал WayRay составил около $180 тыс. личных и заемных средств основателя. Первым профессиональным инвестором стала АФК «Система», вложив в июне 2016 года около $9 млн. Сервис стал пер-
вой российской компанией, получившей инвестиции китайского гиганта Alibaba Group, — в марте 2017 года корпорация вложила $18 млн. И, наконец, в сентябре 2018 года компании удалось поднять в следующем раунде $80 млн, где ведущим инвестором выступила немецкая компания Porsche.

Grabr

Успешным стартапом в сфере мировой доставки является компания Grabr.io, основанная семейной парой Дарьей Ребенок и Артемом Федяевым. Сервис объединяет покупателей и путешественников: совмещая приятное с полезным, путешественники за вознаграждение доставляют товары всем желающим по всему миру. Grabr таким образом выступает посредником и берет комиссию за каждую сделку — 7%. Помимо этого компания зарабатывает на партнерстве с крупнейшими онлайн-ретейлерами — Amazon, eBay, Best Buy, Abercrombie and Fitch, Sephora, которые отдают сервису 6–10% от стоимости заказа, если покупатель пришел в магазин через Grabr. Такие заказы составляют 50–60% от общего объема заявок. Первыми инвесторами в платформу стали предприниматели Вадим Мошкович, Алексей Репик и Константин Николаев. С 2016 года сервис запущен в России, США, Аргентине, Бразилии, Перу, Таиланде, Вьетнаме, Гонконге и Сингапуре. В планах Grabr осваивать Индию, Китай, Бангладеш и Южную Америку. В 2017 году проект привлек инвестиции из Кремниевой долины — в него вложились фонд Питера Тиля Founders Fund, Foundation Capital и другие инвесторы.

Это лишь единичные примеры, иллюстрирующие таланты российских предпринимателей, — многообещающих проектов с российскими корнями гораздо больше. Венчурный рынок давно вышел за границы стран и призван решать проблемы, актуальные для всего человечества в целом, с акцентом на региональные отличия.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.


..Следующая страница->