Защитные акции 4.0

Термин «защитные» акции применим к ценным бумагам компаний, работающих в устоявшихся отраслях экономики и в меньшей степени подверженных влиянию экономических кризисов и потрясений. Такие бумаги отличаются низкой волатильностью и, как правило, показывают не только меньший относительно рынка рост в периоды подъема экономики, но и меньшее падение на снижающихся рынках.

Напомним, при составлении стартового защитного портфеля в начале 2012 года были проанализированы предприятия нециклических отраслей экономики — производители питания, поставщики коммунальных и телекоммуникационных услуг, арендодатели, ретейлеры, фармацевты, производители потребительских товаров и др. В итоге были отобраны 4,5 тысячи мировых компаний, отвечающих отраслевым характеристикам, из числа которых были исключены те, чьи акции характеризовались высокой изменчивостью курса, т. е. коэффициент β которых составлял выше 1. Затем список покинули компании с капитализацией ниже 500 млн долл. США, а также предприятия с высокой долговой нагрузкой, у которых отношение долга к EBITDA превышало 1,5. Принципиально важными критериями для отбора активов в портфель стали наличие чистой прибыли и стабильные дивидендные выплаты, способные не только компенсировать недооцененность защитных акций в период отрицательной рыночной динамики, но и внести существенный вклад в прирост стоимости портфеля в долгосрочной перспективе. При отборе акций также учитывалось наличие у эмитента международного кредитного рейтинга, соответствующего инвестиционному уровню, и рекомендаций «покупать» от ведущих инвестиционных домов.

В итоге такого отбора образовался список из порядка 12—15 компаний, еще 2—3 компании были исключены на этапе оценки текущей ликвидности акций. Таким образом, активы портфеля распределились между 10—12 компаниями, обеспечив весьма хороший уровень диверсификации. Что примечательно, часть компаний присутствовала в портфеле на протяжении всего периода применения стратегии, некоторые покидали портфель и возвращались вновь.

Пересмотр портфеля осуществляется ежегодно по окончании первого квартала после публикации годовых отчетностей эмитентов. В начале 2016 года из портфеля были исключены акции L'Oreal, McDonald's Corp и Public Storage. Акции McDonald's Corp впервые за долгое время взлетели в цене, показав беспрецедентную общую доходность за отчетный период свыше 33%. Еще большую доходность — выше 43% — продемонстрировали акции Public Storage, одной из крупнейших в мире компаний, предоставляющих складские услуги. Эти успехи привели к превышению коэффициента β, что противоречит условиям отбора активов в портфель, так как снижает иммунитет компаний к рыночной волатильности и повышает риски падения стоимости акций вслед за рынком. L'Oreal была исключена вследствие временного понижения рекомендаций от ведущих инвестиционных домов.

При этом в портфель были добавлены акции Procter & Gamble, которые когда-то уже были среди защитных активов и в этом году вновь попали в поле зрения после улучшения фундаментальных характеристик компании. Впервые в портфель вошли акции итальянской компании Luxottica, владелицы нескольких премиальных марок, основной из которых является бренд производителя очков Ray Ban. Включение подобной компании призвано подтвердить постулат о том, что к нетрадиционным защитным отраслям можно отнести производителей потребительских товаров, без которых уже сложно обойтись обывателям. Зачастую в кризис люди не могут позволить себе купить новую машину, но не отказывают себе при этом в модных вещах. Правда, начало 2016 года оказалось не самым удачным для Luxottica — кризис итальянских банков обрушил локальный фондовый рынок, и компания провалилась вслед за ним, но к осени стала выходить из этого пике.

Еще один новичок в портфеле — американская транснациональная компания Monsanto, мировой лидер в области сельскохозяйственной биоинженерии. Компания изначально соответствовала всем критериям отбора и отлично проявила себя в текущем году, показав за 5 месяцев долларовую доходность выше 19%.

В итоге к 1 сентября 2016 года скорректированный портфель обеспечил доходность 9,64% годовых в долларах, что является внушительным результатом для изначально консервативной стратегии. Для сравнения — индекс S&P Global за этот же период показал рост 6,20% (полная доходность).

К слову, годом ранее портфель защитных акций также сумел обогнать индекс: с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года доходность защитных акций составила 5,71% годовых в долларах США, при том что Index S&P Global 1 200 за тот же период показал и вовсе отрицательную динамику (–2,75%).

Инвесторы зачастую задаются вопросом, как лучше угадать момент входа в портфель. Сама по себе стратегия инвестирования в защитные активы не дает подсказок на этот счет. Не секрет, что период волатильности рынков не спешит заканчиваться, впереди ожидается целый ряд событий, способных привести к коррекции или даже спровоцировать затяжное падение. В любом случае возможная коррекция — не повод отказываться от инвестиций или спешно выходить из портфеля. Надо понимать, что в долгосрочной перспективе портфель все равно сработает.

По наблюдениям, для портфеля защитных акций зачастую особенно позитивным оказывается первый квартал — оптимизм в отношении активов подогревается положительными результатами прошедшего года и выплатой дивидендов. Порой первый квартал может принести до двух третей всего годового прироста портфеля, поэтому декабрь представляется весьма привлекательным для старта. В любом случае практика подтверждает, что эффективность инвестиций зависит не столько от момента входа, сколько от длительности периода инвестирования.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.


..Следующая страница->