Защитные акции год спустя

Как это было

После нескольких месяцев теоретических проверок стратегии на исторических данных мы перешли к ее «боевому применению» – и это стало по-настоящему бесценным опытом. Напомним, что стратегия защитных инвестиций предусматривает формирование портфеля из акций глобальных компаний, строго отвечающих целому ряду критериев, среди которых ключевыми являются: размер, низкая цикличность сектора, стабильная прибыльность, сдержанная долговая программа, а также постоянство и высокий уровень дивидендных выплат. Кроме того, важнейшее значение имеет наличие международного рейтинга инвестиционного уровня и положительных рекомендаций по каждой из отобранных акций у основных инвестиционных домов с мировым именем. Несмотря на, казалось бы, общие требования строго формализованный подход позволил нам из более чем четырех тысяч кандидатов отобрать по итогам финансовых результатов за 2011 г. всего 13 компаний: Coca-Cola Co, ColgatePalmolive Co, GlaxoSmithKline PLC, Johnson & Johnson, McDonald's Corp, Nestle SA, Novartis AG, Novo Nordisk A/S, Pfizer Inc., Philip Morris International Inc., Unilever PLC, WM Morrison Supermarkets PLC, Abbott Laboratories. Как видно из списка, в портфель на 2012 – 2013 гг. попали акции компаний потребительского и фармацевтического секторов, причем доля последних в сравнении с предыдущим периодом возросла. Кроме того, появился один представитель ритейла, а число производителей напитков уменьшилось (рис. 1.). С целью минимизации комиссионных и транзакционных расходов в качестве базовой валюты портфеля был выбран американский доллар, тем более что большинство крупнейших мировых компаний представлены на американских площадках через депозитарные расписки (АДР).

При этом с точки зрения диверсификации валютного риска возможные курсовые разницы всегда закладываются в арбитраж между акциями и АДР, тогда как при обычной конвертации разница в спреде может «съесть» львиную долю прибыли или даже увеличить потенциальные курсовые убытки. В данном случае большая часть портфеля пришлась на американские корпорации, а меньшая – на компании, обращающиеся на Лондонской бирже. Фактически сразу после завершения формирования портфеля на 2012–2013 гг. мировой фондовый рынок начал разыгрывать «греческую пьесу»: менее чем за два месяца S&P Global потерял порядка 10% своей капитализации с учетом дивидендных выплат. В то же самое время портфель защитных акций потерял чуть более 4,5%, что стало последним аргументом в пользу практических испытаний. Первый реальный портфель был сформирован в середине июля. Формально момент для входа был не совсем удачным, поскольку бенчмарк (для портфеля это S&P Global), с которым в итоге сравнивается эффективность стратегии, упал заметно больше, что при глобальном развороте рынка сулило ему больший потенциал роста. С другой стороны, именно защитные свойства портфеля вкупе с исторически высокой дивидендной доходностью делали покупку таких акций в момент общего падения логичной и хорошо продуманной инвестицией. Дополнительную уверенность вселяло и успешное поведение портфеля в период кризиса 2008 года. Это показало его ретроспективное тестирование. Так уж получилось, что вход состоялся практически на развороте, т. е. в тот момент, когда общее падение сменилось ростом на фоне решительных, как тогда всем казалось, мер ЕС по выводу региона из долговой ямы. Как следствие, в первые месяцы реальные портфели защитных акций довольно заметно отставали от прироста индекса. Впрочем, по мере роста срока инвестирования разница в доходности сокращалась. Примечательно, что модельный портфель, отсчет эффективности которого начинается с первых чисел апреля, индексу не удавалось обогнать вплоть до сентября, да и то лидерство последнего было недолгим и возобновилось лишь в конце декабря.

Первые результаты

К новому году модельный портфель защитных акций дал прирост порядка 4,25% при росте S&P Global Index на 4,57%. «Боевой портфель», сформированный в середине июля, давал к тому моменту прирост около 4,36%, что с учетом срока инвестирования составляло 9,52% годовых. Однако самое интересное было еще впереди: в начале 2013 г. темпы роста мирового рынка ускорились, и в этой ситуации наш портфель повел себя самым лучшим образом и сумел ощутимо обогнать свой бенчмарк: итоговая доходность модельного портфеля за период с конца марта 2012 по апрель 2013 г. составила 18,96%, тогда как S&P Global Index за тот же период с учетом дивидендов вырос всего на 13,48%. Боевой же портфель с лета по апрель сумел принести порядка 14,5% или 20,5% годовых. Наибольший прирост дали акции компаний потребительского и фармацевтического секторов (Pfizer Inc., Novartis AG и Abbott Laboratories). Несколько разочаровали акции «Макдональдса», неоправданно сильно упавшие на новости о том, что продажи компании впервые не выросли.

Единственной же компанией, принесшей убытки, стала сеть британских супермаркетов WM Morrison Supermarkets PLC, что, впрочем, благодаря сильной диверсификации оказало минимальное отрицательное влияние на общую доходность портфеля. Интересным можно назвать и тот факт, что одна из компаний (Abbott Laboratories) во время управления портфелем разделилась на две (Abbott Laboratories и AbbVie Inc.), и пришлось довольно пристально следить за процессом разделения и последующей динамикой акций обеих компаний, поскольку формально часть критериев по ним учесть было нельзя. И лишь потому, что до ежегодного пересмотра портфеля после реального зачисления бумаг на счета оставалось меньше квартала, было принято решение оставить обе акции в портфелях и рассматривать их как единое целое.

Что дальше?

Ближе к апрелю, после выхода основной массы финансовой отчетности за 2012 г., начался процесс подготовки к перекомпоновке портфеля. Согласно свежим финансовым данным, подсчету актуальных рекомендаций аналитиков, расчетам коэффициента ? было принято решение о продаже из состава портфеля акций пяти компаний и покупке бумаг четырех других корпораций с соответствующим пропорциональным изменением доли оставшихся акций. Как результат, в составе защитного портфеля на 2013–2014 гг. произошло снижение доли фармацевтических компаний и компаний потребительского сектора в пользу телекоммуникационных и коммунальных компаний. С обывательской точки зрения такой выбор кажется вполне очевидным: теперь, когда нервы подлечены, можно подумать о развитии бизнеса, что в современном мире невозможно без продвинутой инфраструктуры.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.


..Следующая страница->