Купил - нашел. Продал - потерял

Выбор из двух подходов «искусство ради искусства» или «искусство как инвестиционный актив» разделяет инвесторов и коллекционеров на два лагеря, но грань настолько тонка, что не поддаться искушению заработать на том, что растет, будучи ценителем прекрасного, или оставаться равнодушным к предметам искусства, инвестируя в них, удается не всем. Таким образом, традиционно на аукционных полях сражаются и те и другие. Уже с начала текущего года побито два аукционных рекорда – сперва «Мальчик с трубкой» Пабло Пикассо ($104,17 млн) уступил «Идущему человеку I» Альберто Джакометти ($104,3 млн), а спустя лишь три месяца арт-рынок потряс новый мировой рекорд – «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо была продана на Нью-йоркских торгах Christie's за $106,5 млн. С момента последней продажи в 1951 году цена этой картины выросла более чем в 5000 раз.

Инвестиционная привлекательность предметов искусства состоит в том, что они неизменно показывают высокие доходности на длинном горизонте. После Второй мировой войны цены на полотна и скульптуры выросли невероятно. Однако в периоды экономических кризисов наблюдаются очень глубокие спады, при этом инвестиции в предметы искусства оцениваются экспертами как высокорискованные. Риски снижаются лишь при покупке произведений из высшего сегмента с безупречным провенансом, а на высокие результаты аукционов могут рассчитывать лишь уникальные произведения из самых удачных творческих периодов авторов. Рост остальных произведений искусства, по оценкам экспертов, составляет 12-15% в год.

В арсенале инвесторов появляются и новые инструменты - в декабре 2009 года Минюст зарегистрировал приказ Федеральной службы по финансовым рынкам, в соответствии с которым произведения искусства, в частности, картины, рисунки, скульптуры, гравюры, почтовые марки, старинные книги и монеты, признаются финансовым инструментом и объектом инвестиций, и могут составлять наполнение инвестиционных и иных фондов наравне с недвижимостью и ценными бумагами. Нововведение откроет, по мнению Станислава Бродского, управляющего директора УК «Велес Менеджмент», ряд возможностей как для инвесторов, так и для коллекционеров: «Этот инструмент позволит объединить в единую коллекцию произведения, принадлежащие разным собственникам, и, как следствие, повысит стоимость такого собрания. Во-вторых, этот инструмент позволяет не раскрывать имен собственников, если они того не желают. И, в-третьих, в фондах применяется отсрочка налога на прибыль, и при внесении в фонд недооцененных предметов искусства, которые будут расти в дальнейшем, например, произведений современных авторов, можно таким образом увеличить доходность вложений».

Однако ФСФР накладывает и ряд требований в отношении деятельности фондов и предметов, помещенных в них. Помимо заключения о художественной ценности, обязательного страхования и нахождения предметов на территории Российской Федерации, ограничения касаются и информационной открытости: «Так как фонды художественных ценностей являются фондами для квалифицированных инвесторов, регулятор накладывает ограничение на публичное раскрытие информации о них (под этот запрет не попадает разве что раскрытие информации об отдельных активах, но не об их совокупности, т.к. это уже – финансовые показатели фонда). Данное обстоятельство сильно осложняет возможности управляющих по PR-сопровождению деятельности фондов художественных ценностей, без которого сложно представить их существование. Видимо, по этому вопросу требуются дополнительные разъяснения со стороны ФСФР. В любом случае данный инструмент является эксклюзивным и, скорее всего, рассчитан на круг людей, причастных к сфере искусства», - заключает Станислав Бродский.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.