Ретейл: выживают сильнейшие

(2)

Особенности интернет-торговли
По данным Data Insight, объем российского сегмента рынка интернет-торговли в 2015 году составил 650 млрд руб. (рост на 16% в рублях и падение на 28% в долл. США), его трансграничного сегмента — 160 млрд руб. (рост на 88% в рублях и на 28% в долл. США) (график 6). Это самый медленный рост за пять лет: еще в 2014 году рост с поправкой на инфляцию составлял 21%. При этом количество посылок из-за рубежа увеличилось почти в два раза — до 135 млн с 77 млн в 2014 году.

По данным АКИТ, доля интернет-торговли в общем объеме российского ретейла в 2015 году составила 4%. Для сравнения — в Великобритании и Германии на интернет-торговлю приходится по 12% в объеме ретейла.
Также по данным АКИТ, около 68% российских домохозяйств имеют доступ в интернет, в США этот показатель составляет 90%. Сумма чека в среднем интернет-магазине выросла за год на 8% до 4 050 руб., общее количество заказов — также на 8% до 160 млн. Спрос переместился, по данным Data Insight, с электроники и бытовой техники к менее дорогим одежде и товарам массового спроса. Доля дорогих товаров премиальных брендов и моделей снизилась, лучше всего продавались спортивные, детские и зоотовары. Крупнейшие онлайн-магазины растут быстрее рынка. По данным Ozon, продажи компании выросли в 2015 году на 30%, но только 20% роста объясняется увеличением числа покупок, а 10% — ростом среднего чека с учетом инфляции. Обогнать рынок по темпам роста Ozon удалось за счет расширения ассортимента на 1 млн товаров (график 7). Рынок онлайн-торговли растет за счет смещения покупательского спроса из офлайна в онлайн, эта тенденция четко прослеживается последние несколько лет. В связи с этим, несмотря на кризис, многие интернет-магазины оптимистично настроены и на 2016 год. Российский рынок интернет-торговли находится на промежуточном этапе — кризис внес коррективы в развитие многих операторов. Ряд компаний интернет-торговли прекратили существование, например Klingel, Vasko, Stilagos, «Сотмаркет» и «Ютинет». Экспертами ожидается продолжение банкротств и ликвидаций, а также слияний и поглощений.

Рынку интернет-торговли в России присущи следующие отличительные черты:

  • отрицательная операционная рентабельность большинства компаний, в том числе из топ-20;
  • большинство игроков представлены на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, в последующие годы ожидается активная экспансия в регионы;
  • активный выход на российский рынок зарубежных операторов, в том числе из Китая;
  • на текущий момент большинство интернет-магазинов держатся не на операционной прибыли, а на постоянном притоке инвестиций.
Ряд крупнейших офлайновых сетей активно развивают собственные интернет-магазины. Лидер российской розницы «Магнит» в 2015 году начал тесты онлайн-продаж с доставкой на дом вКраснодаре.

Ранее онлайн-продажи начала сеть гипермаркетов «О'кей» — сначала в пределах Московского региона, а затем и в Санкт-Петербурге. Интернет-проекты других крупных ретейлеров — «Ашана» и Metro —
сосредоточены больше на непродовольственном ассортименте. X5 Retail Group запускает интернет-магазин на базе «Перекрестка».


M&A

2015 год был богат на сделки M&A. Среди лидеров — продуктовый ретейл и аптечные сети (табл. 1). Крупнейшей сделкой в ретейле и в российской фарминдустрии стала покупка сетью «36,6» активов A5 Group (сделка одобрена ФАС в июне 2016 года). Новый игрок может объединить 2 тысячи точек, главным образом в Москве и Московской области. «36,6» проявляла активность на рынке M&A практически весь 2015 год, некоторые покупки мелких сетей не попали в публичное поле. Среди таких приобретений — сети «Желаем здоровья», GrossPharma, «Аптеки Подмосковья» и «Витрум» (совокупно в 2014 году эти сети объединяли 168 точек). Летом 2015 года «36,6» объявила о завершении объединения группы компаний с аптечной сетью A.v.e. В апреле 2016 года и сама «36,6» стала объектом сделки. Крупнейший в мире аптечный ретейлер Walgreens Boots Alliance (WBA) стал владельцем 15% акций сети. Эту долю он получил в обмен на своего российского дистрибьютора — компанию Alliance Healthcare Russia. В будущем WBA может довести до контрольного свой пакет в «36,6», которая станет крупнейшим в России аптечным ретейлером после слияния с «А5». Внимание аптечных сетей часто сосредоточено на регионах. В декабре 2015 года была закрыта сделка по покупке фармацевтической группой «Роста» нижегородского дискаунтера «Ладушка». В результате сделки количество точек сети составило 1 146 аптек. Среди продуктовых ретейлеров лидером по поглощению региональных сетей стала X5 Retail Group. Эксперты уверены, что в ближайшие месяцы закроются или станут объектами сделок много мелких игроков, проигравших конкуренцию крупным сетям. В России сейчас насчитывается около 450 некрупных сетей, из которых как минимум 100 находятся в сложном финансовом положении и закроются в ближайший год.


IPO/SPO

В 2015 году только «Лента» и «Магнит» привлекали средства на публичном рынке (табл. 2).

<-Предыдущая страница....Следующая страница->