Супертренды: как обогнать рынок

Волатильность возвращается

Как предыдущий, так и текущий годы характеризуются высоким уровнем волатильности на финансовых рынках, вызванной поздней стадией экономического цикла, нарастанием структурных дисбалансов в развитых и развивающихся странах, а также изменением правил игры со стороны крупнейших экономик мира: США и Китая. Торговое противостояние двух крупнейших экономик в среднесрочной перспективе может привести к изменениям сформировавшейся глобальной производственно-сбытовой цепочки, что, в свою очередь, окажет влияние на рыночные позиции компаний и скажется на финансовых результатах. С момента обострения торговых переговоров двух стран и роста неопределенности на фондовых рынках наблюдается отсутствие четкой динамики при росте волатильности. Если рассмотреть динамику волатильности финансовых активов, то можно отметить, что наблюдаемые уровни
превышают средние значения за последние пять лет. Учитывая это, инвесторы задаются вопросом, какая стратегия инвестирования не только позволит сохранить капитал, но и даст положительную доходность. На наш взгляд, инвесторам для формирования портфеля,
устойчивого к системным рискам, необходимо прибегнуть к активной инвестиционной стратегии
с ориентацией на сектора, имеющие долгосрочные драйверы роста, обусловленные устойчивыми социально-экономическими, демографическими трендами, техническим и научным прогрессом (то есть тематическому инвестированию). Подобные инвестиции за счет меньшей корреляции с рынком в целом (снижение системного риска) и структурных драйверов роста позволят инвесторам получить доходность выше среднерыночной в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Кибербезопасность — рост значимости на фоне цифровизации экономики

В условиях цифровой экономики информационная безопасность является принципиально важным направлением развития любого бизнеса. Сбор, обработка и хранение данных клиентов являются ежедневной задачей компаний. Невозможность надлежащего хранения персональных данных оказывает негативное влияние на бренд, снижает темпы роста выручки. Так, в 2018 году кибератаке подверглось ведущее американское бюро кредитных историй Equifax, хакерами был получен доступ к персональной информации 143 млн клиентов, что привело к падению стоимости акций компании на треть в течение недели. С учетом роста количества кибератак, а также размера финансового ущерба (по итогам 2018 года объем похищенных данных составил 2 млрд записей), с 2014 года количество упоминаний о кибербезопасности на конференц-коллах компаний увеличилось почти в три раза, по данным CB Insights.
Вопросы национальной кибербезопасности на фоне роста геополитической напряженности также выходят на первый план, что отражается в ужесточении государственного регулирования хранения цифровых данных. В 2016 году в ЕС была принята Директива Европейского союза о безопасности сетевых и информационных систем NIS Directive, согласно которой компании обязаны сообщать о кибератаках компетентному органу в течение 72 часов. В мае 2018 года вступило в силу Положение об общем регулировании защиты данных GDPR, направленное на защиту данных граждан ЕС от незаконного распространения. Ужесточение регулирования информационной безопасности, вероятно, сохранится в среднесрочной перспективе. Последние события подтверждают данную точку зрения. Можно отметить слушания в Конгрессе США с топ-менеджментом компаний Facebook, Twitter, Google, Apple и др. по вопросу повышения уровня защиты данных пользователей. Главными бенефициарами данного тренда станут компании, предоставляющие услуги кибербезопасности, целевой рынок которых покажет значительный рост. Для включения в портфель данного сектора инвесторы могут приобрести акции отдельных игроков. Крупнейшими представителями отрасли являются: Palo Alto Networks, Fortinet, Splunk,
Symantec, Check Point Software. Для инвестиций привлекательны и акции компаний малой капитализации с учетом высокой M&A активности в секторе. Только за последние 12 месяцев было заключено порядка 40 сделок M&A. Отрасль остается сегментированной, на фоне чего относительно крупные игроки рынка посредством M&A пытаются сформировать полный
комплекс предоставляемых услуг. Дополнительными покупателями выступают крупные технологические компании (Microsoft, Amazon, Facebook). Кроме того, инвесторам доступен отраслевой ETF HACK, включающий акции 52 компаний сектора.

Поколение Z выбирает киберспорт

Видеоигры являются одним из доминирующих способов времяпрепровождения миллениалов и поколения Z и, по прогнозам, продолжат вытеснять традиционные виды развлечений. Доля расходов на видеоигры в структуре общих трат на развлечения, по данным Razer, вырастет с 12 до 14% к 2021 году как на фоне изменения предпочтений пользователей, так и на фоне снижения стоимости часа пользования за счет перехода к модели подписок. В целом, по оценкам Newzoo, ежегодный рост глобального рынка видеоигр составит порядка 9,3%, и по итогам 2021 года размер рынка достигнет $174 млрд.
Среди ключевых драйверов роста рынка видеоигр — развитие киберспорта и снижение технологических ограничений. Киберспорт является важнейшим инструментом продвижения игр, привлечения новой аудитории, повышения уровня привязанности пользователей и развития внутриигровой экономики. Рынок киберспорта, по данным Newzoo, по итогам 2022 года составит порядка $1,8 млрд, что предполагает ежегодный рост в 22%. Что касается снижения технологических ограничений, то за последние годы производители видеоигр на фоне разработки новых технологий активно наращивают долю подписок и стриминга, снижающих порог входа для пользователей. Стоимость подписки колеблется в районе $5–10 в месяц, стоимость консоли — порядка $200, игры — $50 и выше. Дальнейшее развитие стриминга в индустрии является неизбежным процессом: отрасль игр вслед за индустрией музыки (Apple Music, Google Play Music) и видеоконтента (Netfl ix) будет переходить от модели продаж продукта к модели доступа. В ближайшие годы технологические проблемы, среди которых задержка воспроизведения, качество интернет-соединения и удаленность игроков от дата-центров, будут решены, и производители игр, уже сейчас трансформирующие бизнес-модель, получат возможность дополнительно нарастить выручку. Кроме того, благодаря росту вовлеченности аудитории и нехватке идей в киноиндустрии производители игр успешно освоили реализацию франшиз через самостоятельное создание фильмов и TV программ по мотивам выпущенных игр (Warcraft, Lara Croft, Resident Evil и другие), а также продажу прав производителям игрушек, выпуск комиксов и т. д. В данном секторе инвесторы могут купить как акции отдельных игроков отрасли (EA, Electronic Arts, TWO-Interactive), так и отраслевой ETF GAMR.

Программное обеспечение как услуга

Благодаря развитию новых технологий, за последние годы отрасль программного обеспечения претерпела значительные изменения как на стадии создания ПО, так и на стадии дистрибуции. С 2000-х годов развитие технологий облачных вычислений постепенно позволило трансформировать операционную бизнес-модель компаний сектора. В частности, компании перешли на новую модель дистрибуции — SaaS (Software as a Service — ПО как услуга), позволяющую компаниям-разработчикам реализовывать программные продукты в формате интернет-сервиса, а не готового софта. Преимуществом SaaS является снижение стоимости услуг для конечного пользователя ПО за счет сокращения трат на технологическую поддержку, организацию дата-центров, заработную плату IT-сотрудников. Согласно расчетам Gartner, средние расходы пользователей IT-услуг почти в два раза ниже при использовании SaaS в сравнении с использованием традиционной формы ПО. Учитывая двукратную экономию, мы ожидаем массовый переход на SaaS в среднесрочном периоде, так как он предоставляет компаниям значительное конкурентное преимущество. Помимо экономии на затратах, драйверами роста SaaS являются и технологические преимущества облачных вычислений, в частности, касающиеся обработки огромных массивов данных. С учетом текущих возможностей сбора данных их объемы будут показывать экспоненциальный рост вне зависимости от масштабов предприятий. По данным IDC, к 2025 году общий объем данных в мире достигнет 163 зеттабайтов, что подразумевает десятикратный рост от текущих уровней. Кроме того, повысится и доля обработки собранных данных. По оценкам Gartner, к 2020 году с целью снижения затрат предприятиями будет анализироваться до 75% объема собранных данных при текущем уровне в 10%. Необходимость обработки огромных массивов выступит фактором спроса на более функциональное ПО на базе SaaS с элементами машинного обучения, AI, Big Data. В среднесрочной перспективе можно ожидать, что SaaS сохранит опережающие темпы роста на фоне все еще низкого уровня проникновения (35% от общего размера рынка). Средний прогнозный рост сегмента SaaS составит 17%, что в пять раз превысит прогнозный рост традиционного ПО, по данным IDC. При этом совокупный размер рынка облачных приложений достигнет порядка $200 млрд к 2022 году. Наибольший уровень проникновения модели SaaS (порядка 65–70%) наблюдается в сегменте ПО управления человеческими ресурсами (HCM) и управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Относительно низкий уровень проникновения (37%) наблюдается в сегменте планирования ресурсов предприятия (ERP), общий объем рынка которого составляет порядка $50 млрд. По прогнозам отраслевых аналитиков, именно данный сегмент в среднесрочной перспективе сможет показать опережающие темпы роста относительно всего рынка. В разрезе ERP преимуществами обладают компании Oracle, Workday и SAP с учетом наличия локальных програм мных продуктов бизнес-планирования, которые позволят с относительной легкостью убедить клиентов перейти на собственное ПО на базе SaaS. Еще одним сегментом роста с учетом значительного размера рынка (к 2022 году достигнет $51 млрд, по оценке IDC) и низкого уровня проникновения SaaS (30%), является финансовый сектор. На текущий момент крупными игроками данного сегмента являются Temenos и Ebix. Сегмент ПО с элементами машинного обучения, Big Data, AI, VR также сохранит высокие темпы роста. Здесь крупными игроками являются Splunk, Tableau, Cloudera, SAP. Учитывая прогнозируемые высокие темпы роста сегмента SaaS, можно ожидать сохранения M&A активности. В 2018 году было совершено несколько крупных M&A сделок, включая поглощение IBM компании Red Hat, слияние Cloudera и Hortonworks, покупка CallidusCloud компанией SAP. Потенциальными таргетами в сделках, на наш взгляд, могут выступить независимые поставщики ПО, такие как Workday, Zendesk, Veeva, Cornerstone OnDemand, Ultimate Software, Paycom, Paylocity, Box, Dropbox.

Средний класс как драйвер туристского рынка

Туризм является одним из крупнейших и быстрорастущих секторов мировой экономики. За последние два десятка лет общее число международных туристов удвоилось и по итогам 2018 года составило 1,4 млрд человек, по данным Всемирной туристской организации ООН. По ее оценкам, в среднесрочной перспективе ежегодные темпы роста количества туристов сохранятся на уровне 3,8% и к 2030 году аудитория индустрии достигнет 1,8 млрд человек (24% мирового населения).
Средний класс является одним из главных источников спроса на туристские услуги. По расчетам Goldman Sachs, значительный рост внутреннего туризма наблюдается при годовых доходах домохозяйств от $35 тыс., а ускорение темпов роста международного туризма достигается при доходах свыше $50 тыс. К 2027 году общее количество домохозяйств с доходом более $35 тыс. возрастет более чем на 90 млн, что приведет к росту туристского рынка в целом. Дальнейшему росту рынка способствуют технологический прогресс и глобализационные процессы, которые привели к стиранию государственных и культурных границ. Инфраструктура позволяет туристам открывать новые направления за доступную цену. Последние несколько десятков лет благодаря повышению топливной эффективности
самолетов наблюдается снижение стоимости авиасообщения — стоимость перелета снизилась на 60% с 1970 года. Повышение доступности Интернета, распространение смартфонов значительно расширяют возможности туризма и меняют подход к путешествиям в целом.
Теперь необязательно планировать путешествие заранее, новые технологии позволяют путешествовать здесь и сейчас: забронировать в два клика авиабилет и гостиницу, определиться с маршрутом и ресторанами по рекомендациям интернет-пользователей.
Дополнительным драйвером роста рынка выступают и текущие тренды в структуре потребительских расходов, которые характеризует снижение доли расходов на покупку материальных благ в пользу расходов, связанных с получением новых впечатлений
(поездки, посещение концертов и пр.). Изменение потребительских предпочтений наблюдается на фоне снижения популярности «материализма» и его замещения «экспериментализмом» по мере роста доли миллениалов и поколения Z в структуре мирового населения, интересы которых смещены в сторону получения эмоций.
Учитывая наличие долгосрочных драйверов роста, мы считаем сектор привлекательным для инвестирования, при этом рекомендуем инвесторам обратить внимание на акции компаний, предоставляющих туристские услуги онлайн, так как данный сегмент покажет опережающие темпы роста на фоне диджитализации продаж. Среди крупных игроков данного сегмента можно выделить Booking, Expedia, Makemytrip, Ctrip.

Заполняя форму "Запрос экспертизы" на странице Общества с ограниченной ответственностью «Новая инвестиционная группа» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 14, электронная почта info@new-ig.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.invest-mag.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.


..Следующая страница->