Отрасли

Неголый энтузиазм азиатского потребления

Китай занимает самую большую долю в этой трансформации, но не является единственным источником новых азиатских потребителей. Брукингский институт прогнозирует, что к 2030 г. на Индию будет приходиться около 380 млн человек из следующего миллиарда, к этому же моменту расходы среднего класса в Китае и Индии составят 39% от общемирового объема, в то время как на США придется всего 7%. В U.S. Global Investors считают, что один из лучших способов заработать на растущей покупательной способности среднего класса азиатских потребителей — это инвестиции в China Region Fund (USCOX), акции которого выросли на 27% за пять лет. Фонд инвестирует в ценные бумаги, которые котируются в Китае и соседних странах. В фокусе — компании, способные извлечь выгоду из увеличивающегося потребления среднего класса Азии. Так, например, потенциальными выгодоприобретателями могут стать автомобильные (Geely Automotive, Great Wall Motor), фармацевтические (CSPC Pharmaceutical, Sinopharm), IT-компании (Tencent, NetEase), производители потребительских товаров (Anta Sports) и другие.

Продолжение ...

Больше, чем игра

Соревновательный гейминг постепенно и как будто незаметно для непосвященных вышел из рамок субкультуры и заполнил стадионы. Сегодня под киберспортивные турниры отдают лучшие площадки: «Мэдисон-сквер-гарден» в Нью-Йорке, стадион «Уэмбли» в Лондоне, «ВТБ Ледовый дворец» в Москве и более экзотические варианты — такие, как восстановленная церковь Святого Романа в итальянской Лукке. Киберспорт как явление теперь обсуждают на TEDxNevaRiver и ПМЭФ, турниры собирают все большую аудиторию – порог входа для зрителя совсем низкий: нужен лишь смартфон и выход в Интернет, становятся зрелищными и коммерчески успешными. По данным портала e-Sports Earnings, призовой фонд всех прошедших в 2018 г. турниров составил около $133 млн. Для сравнения, в 2008 г. это число составляло около $7 млн, а в 1998 — $132 тыс. Таким образом, за 20 лет рост составил фантастические 1000 раз. Но и это не предел. Разработчик игр Epic Games анонсировал выделение $100 млн на призовые фонды в соревнованиях по одной только игре Fortnite (из 83, по которым проводились турниры в 2018 - по состоянию на ноябрь) в сезоне 2018–2019.

По оценкам агентства Newzoo, выручка от киберспорта в мире достигнет $1,7 млрд к 2021 г. против $906 млн по итогам 2018. В агентстве прогнозируют, что вся игровая индустрия, включая киберспорт, уже на пути к тому, что бы превысить по финансовым показателям традиционный профессиональный спорт. По их данным, к 2021 г. игровая индустрия заработает $180 млрд, и киберспорт станет ключевым драйвером в достижении этой цели. А киберспортсмен сможет стать долларовым миллионером, выиграв всего лишь один турнир. Кстати, все прогнозы относительно показателей выручки в сегменте киберспорта и охвата рынка, сделанные Newzoo три года назад, в 2015, оправдались.

Объем российского рынка оценил PwC: совокупный объем выручки от киберспорта в России в 2017 г. составил $10 млн (Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2018–2022 г.), а совокупная выручка от видеоигр и киберспорта за этот же период составила $2,2 млрд, что на $1 млрд больше, чем в 2013 г. В PwC ожидают, что в 2022 г. объем всей индустрии развлечений в России достигнет $4,8 млрд при среднегодовом темпе роста 16,3%. А сегмент киберспорта станет в этом процессе прорывным.

В свой список «подрывных инноваций» наряду с генераторами новой энергии, беспилотным транспортом и борьбой со старением включило киберспорт и подразделение Citigroup Citi Global Perspectives & Solutions. Там считают, что одним из факторов роста станет интерес со
стороны телеком- и медиакомпаний, который усилит конкуренцию за права на контент.
Спортсмены из традиционных видов спорта уже поспешили занять свои места. Двукратный чемпион мира по футболу Роналдо проинвестировал в две киберспортивные команды,
а гонщик «Формулы-1» Фернандо Алонсо основал собственную. Фокус соответствует знаниям и опыту инвесторов – команды соревнуются в футболе и автогонках.

Аудитория молодая — это даже не миллениалы, а поколение Z — те, кто родился в конце 90-х — начале 2000-х гг. Лакомый кусок, потребитель, до которого уже не достучаться по привычным каналам. По данным Newzoo, в 2017 г. 192 млн человек по всему миру смотрели киберспортивные состязания чаще раза в месяц, еще 143 млн — время от времени. По прогнозу, в 2018 г. эти цифры составят 215 млн и 165 млн соответственно. В индустрию постоянно вовлекаются новые участники — спонсоры и рекламодатели — те, для чьего бизнеса, компетенций и возможностей киберспорт комплементарен.

Продолжение ...

Открыл, увидел, купил

Instagram резко сокращает дистанцию между желанием обладать и самим обладанием. Брать клиента надо быстро. Пользователи не хотят ждать, а необходимость пройти длинную цепочку действий до покупки уменьшает шансы на ее успешное завершение. В марте 2019 года менеджмент соцсети объявил о внедрении сервиса Checkout with Instagram, который позволит пользователям приобретать товары прямо в приложении без перехода по сторонним ссылкам компаний-рекламодателей, что в свою очередь упростит и ускорит процесс покупки желаемых товаров для потребителей. Пока сервис доступен только в США.

О перспективности внедрения сервиса в России можно судить по данным исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus: для 58% опрошенных респондентов интернет-шопинг со смартфона — регулярное ежедневное занятие, даже более популярное, чем игры или просмотр фильмов. Параллельно с этим, по статистике, на мобильные телефоны приходится 70% посещений социальных сетей. По мнению экспертов PwC, к 2021 году продажи через соцсети превысят продажи через сайты в целом по всему миру.

По данным Statista количество активных пользователей Instagram на начало 2019 года составляет 1 млрд человек. А к середине 2023 года достигнет отметки в 2 млрд пользователей – это прогнозируют в Bloomberg Intelligence. Аудитория Instagram, которая активно пользуется торговыми тегами, насчитывает порядка 130 млн человек, что открывает возможности для расширения деятельности Facebook в сфере электронной коммерции по всему миру. Согласно финансовому отчету Facebook за 2018 год, доходы компании от мобильной рекламы составили примерно 93% совокупных доходов от всей рекламы. Кстати, это прогнозировали PwC: по подсчетам компании 2018 год должен был стать первым, когда глобальная выручка от интернет-рекламы на мобильных устройствах превысила бы выручку от традиционной интернет-рекламы.

Продолжение ...

Революция миллениалов

Мир потребления меняется и будет меняться дальше, быстрее и стремительнее, чем нам кажется. И не факт, что мы предугадаем, в какую именно сторону, но можно попытаться.
Посмотрим, что происходит в этом мире на примере вина. Почему именно вино? По данным FAO — Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН — виноград на данный момент стал самой распространенной сельхозкультурой на планете (то есть занимает больше сельскохозяйственых площадей, чем любая другая культура). Правда, немалая часть посадок — это столовые сорта винограда, которые едят в свежем или заизюмленном виде. А из оставшегося винограда кроме вина делают еще дистилляты (коньяк, граппу, чачу и т. д.) и технический спирт. С точки зрения экономики виноград занимает особое место (в тех странах, где он может расти, конечно), так как кроме обеспечения рабочих мест он является неотъемлемой частью рукодельных пейзажей в сельской местности, а также элементом культуры, в том числе гастрономической.
В прошлом году произошло знаменательное событие: совершеннолетними стали «последние миллениалы», таким образом закончился вход в игру поколения, первые представители которого родились в 1981 году. Мировая винная пресса (в основном американская) конца 2018 года пестрила победными реляциями и предсказаниями позитивных трендов. Оказывается, 28% американских миллениалов потребляют вино каждый день! Для сравнения: в винной Франции, где традициям потребления вина несколько больше лет, чем у всей истории США, вино пьет 67% населения, из них каждый день — всего лишь 16%, которые распределяются по всем винолюбам,
а не только 18–38-летним. Для поколения Y(1) вино — это все больше «гаджет» (этикетка, которую можно удачно заинстаграмить, например), но также возможность экспериментировать в потреблении, совершать виртуальные путешествия, открываться другим людям — то есть в целом носитель высокой эмоциональной ценности.
Правда, копнув поглубже, исследователи обнаружили, что миллениалы ценят и пьют не совсем то, что старшие поколения. В первую очередь для них имеют значение красивая этикетка, цена и вкус. А 300-летняя история шато и высокие оценки мировой винной критики не значат ничего. Им важнее найти информацию о вине в своем смартфоне в два клика и чтоб оно было оценено сверстниками, а не «замшелыми» обозревателями. Кстати, недавно посетивший Москву Хосе
Пеньин, испанский критик старой закалки, на вопрос, кто будет самым влиятельным винным критиком будущего, честно и простодушно ответил: Vivino(2). Что касается цены, то обнаружен некий психологический лимит, выше которого миллениалы не покупают вино в ресторанах —
и это $40 (речь о США). И не потому, что нет денег, а потому, что не считают, что за вино можно платить большие деньги (для сравнения: цены на так любимый предыдущим поколением Х пино-нуар в США начинаются от $40, да и то за такие деньги можно получить что-то очень проходное).

Продолжение ...

Супертренды: как обогнать рынок

Волатильность возвращается

Как предыдущий, так и текущий годы характеризуются высоким уровнем волатильности на финансовых рынках, вызванной поздней стадией экономического цикла, нарастанием структурных дисбалансов в развитых и развивающихся странах, а также изменением правил игры со стороны крупнейших экономик мира: США и Китая. Торговое противостояние двух крупнейших экономик в среднесрочной перспективе может привести к изменениям сформировавшейся глобальной производственно-сбытовой цепочки, что, в свою очередь, окажет влияние на рыночные позиции компаний и скажется на финансовых результатах. С момента обострения торговых переговоров двух стран и роста неопределенности на фондовых рынках наблюдается отсутствие четкой динамики при росте волатильности. Если рассмотреть динамику волатильности финансовых активов, то можно отметить, что наблюдаемые уровни
превышают средние значения за последние пять лет. Учитывая это, инвесторы задаются вопросом, какая стратегия инвестирования не только позволит сохранить капитал, но и даст положительную доходность. На наш взгляд, инвесторам для формирования портфеля,
устойчивого к системным рискам, необходимо прибегнуть к активной инвестиционной стратегии
с ориентацией на сектора, имеющие долгосрочные драйверы роста, обусловленные устойчивыми социально-экономическими, демографическими трендами, техническим и научным прогрессом (то есть тематическому инвестированию). Подобные инвестиции за счет меньшей корреляции с рынком в целом (снижение системного риска) и структурных драйверов роста позволят инвесторам получить доходность выше среднерыночной в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Продолжение ...

взлеты в биотехе

VERTEX PHARMACEUTICALS (NASDAQ: VRTX)
Входит в индексы NASDAQ-100, S&P 500.
Основана в 1989 г. в США.
Рыночная капитализация: $46 млрд.
Выручка за 2 кв. 2019 г. — $940 млн, на 25% выше 2 кв. 2018 г.
Выручка за 2018 г. — $3 млрд, на 22% выше показателя 2017 г.
Производственная линия компании сосредоточилась на вирусных инфекциях, включая гепатит С, воспалительных и аутоиммунных заболеваниях (муковисцидозе) и раке.
В портфеле: INCIVEK®, INCIVO® (telaprevir), KALYDECO®, ORKAMBI®, SYMDEKO® (ivacaftor, lumacaftor, tezacaftor).

Продолжение ...